Вопрос 21. Социально- экономическая сущность бюджета.
I. Социально-экономическая сущность бюджета
Бюджет – одно из звеньев государственных и муниципальных финансов; роспись доходов и расходов государства.
Бюджетный кодекс (БК) дает определения бюджета. Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.
Бюджет является атрибутом государства, финансовой основой его деятельности.
С социально-экономической точки зрения:
Бюджет – система денежных отношений, складывающихся между органами госвласти и МСУ с одной стороны и физ. и юр. лицами с другой по поводу распределения части стоимости общественного продукта и НД в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (или его административно-территориального образования - АТО) для удовлетворения экономических, политических, общественных и социальных потребностей.
Бюджетные отношения многообразны, т.к. обеспечивают распределение средств между территориями, отраслями, отдельными слоями населения, отдельными экономическими субъектами.
В бюджете централизуются часть доходов физ. и юр. лиц; средства финансируются на покрытие затрат по предоставлению общественных услуг, обороноспособности, социально-культурной сферы, обеспечение внутреннего правопорядка, фундаментальной науки,СМИ, экологии и др.
Материальная т.з.:
Бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Бюджет – централизованный денежный фонд государства.
1. Является формой пераспределительных отношений, связанных с обособлением части НД в руках государства и используемой на удовлетворение потребностей общества.
2. С помощью бюджета путем перераспредления НД выравнивается неравномерное развитие территорий государства (путем предоставления финансовой помощи), формируется структура экономики (путем финансирования, датирования и инвестирования отдельных отраслей), обеспечивается содержание слоев населения, не участвующих в общественном производстве.
3. Пропорции бюджетного распределения определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и законами развития государства в конкретный период.
Методы финансового перераспределения НД (от них зависит формирование бюджета)
1. Налогообложение, организация налоговой системы
2. Финансирование НХ, социально-культурной сферы
3. Использование госсобственности в общественном производстве и получение от этого дохода
4. Образование и использование денежных накоплений
5. Образование и использование страховых и резервных фондов
Функционирование бюджета происходит посредством существования 2-х форм: доходов и расходов, которые выражают этапы перерапределения ВОП и НД (с т.з. денежного фонда).
С правовой (юридической) т.з.
Бюджет – нормативно-правовой акт, имеющий статус закона (для РФ и ее субъектов) или решения (для МО), содержащий права и обязанности участников бюджетных отношений.
Отличительная особенность бюджета государства от бюджетов разного др. вида, рода: рассмотрение и принятие в представительных органах власти.
Бюджет – финансовый план страны (АТО) на конкретный финансовый год.
С позиции правособтвенности
Бюджет, а также имущество, незакрепленное за госпредприятиями, формируют госказну; местный бюджет – местную казну.
Собственником бюджета является территория и люди, проживающие на ней (либо РФ, либо субъект РФ, либо муниц.Образование), а не орган власти. Орган власти (МСУ) осуществляет в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью на благо территории (государства). По Конституции каждый орган власти имеет право (обязанность) иметь свой бюджет.
Многообразие органов власти и МСУ, в распоряжении которых находятся бюджеты, определяет разные по названию и содержанию финансовые планы, причем их названия зависят от названий территорий, а содержание от полномочий и функций конкретного органа власти.
Количество органов власти (МСУ) = Количество бюджетов, но видов бюджетов меньше.
Пр. 21 республика = 21 республиканских бюджетов, но вид один – республиканский.