Финансы корпоративных групп в России

Одной из важных тенденций реформирования предприятий и формирования эффективной структуры функционирования капитала хозяйствующих субъектов в РФ становится создание и развитие корпоративных форм собственности, и, в частности, финансово-промышленных групп (ФПГ). Последние позволяют создать благоприятные условия для централизованного управления финансовыми ресурсами всех участников. ФПГ позволяют строить партнерские отношения между государством и фирмами; крупным и мелким (средним) бизнесом; предприятиями и регионами в лице исполнительных органов власти с использованием финансовых методов концентрации капитала.

Начало становлению отечественных ФПГ было положено Указом Президента РФ «О создании ФПГ в РФ» от 5.12.93 г. № 2096. В настоящее же время формирование и деятельность ФПГ в России регламентируются в основном правовыми актами: ФЗ «О ФПГ» от 30.11.95 г. № 190-ФЗ и Указом Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 1.04.96 г. № 413. Согласно статье 3 указанного ФЗ, участниками группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, включая учрежденную ими центральную компанию (ЦК). Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В состав участников могут также входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, научно-исследовательские организации, транспортные и сбытовые (торговые) компании.

Центральная компания – юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу договора на ведение дел группы. Обычно в роли ЦК выступает инвестиционная компания или банк.

ЦК выступает от имени участников в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. По обязательствам ЦК, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, предприятия и организации несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой определяются договором о создании группы.

На практике ЦК (искусственно созданная), имеющая, как правило, статус ОАО, лишается функций реального контроля и управления группой, т.к. участник, имеющий в ней больше акций и долю уставного капитала, фактически имеет возможность блокировать невыгодные ему, но отвечающие интересам других участников группы решения. Поэтому роль ЦК в таких ФПГ часто сводится к представительским функциям, отвечающим за лоббирование интересов группы в органах исполнительной власти и получение различных льгот.

На 1.01.2004 г. официальный статус ФПГ имели 82 группы, из них 15- транснациональные ФПГ (в рамках СНГ). Однако, помимо них (как правило, имеющих искусственно созданную ЦК), имеются в России ФПГ, не имеющие официального статуса, но по своей сути являющиеся финансово-промышленными группами. Это крупные корпорации, которые у нас принято называть естественными монополиями, а иногда бизнес-группами – «Газпром», «Лукойл», «РАО ЕЭС», «ЮКОС» и др. Центральная компания, действующая в таких корпорациях, является реальным лидером группы, а все остальные участники ФПГ – ее дочерние или зависимые компании (т.е. контрольные или крупные пакеты их акций находятся в собственности у ЦК). Такие неофициальные ФПГ являются более мощными и стабильными, чем группы, имеющие официальный статус.

Как уже отмечалось, в роли ЦК ФПГ чаще всего выступают коммерческие банки. Они наиболее заинтересованы вкладывать средства не в отдельные предприятия, а в их группы, имеющие определенные технологические, организационно-экономические и финансовые взаимосвязи. Роль банка в создании и функционировании ФПГ состоит в:

1) закреплении за ним функции финансово-расчетного комплекса;

2) образовании на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций компаний-участников ФПГ;

3) повышении надежности кредитования путем образования общего залогового фонда и других форм солидарной ответственности всех участников ФПГ перед банком; передаче в трастовое управление банку пакетов акций предприятий-участников.

Таком образом, можно сделать следующие выводы:

1) в пределах ФПГ становится возможным оптимизировать движение товарных и денежных потоков между предприятиями-участниками и формировать достаточный объем оборотных средств, необходимых для ведения производственно-коммерческой деятельности;

2) специфическим аспектом формирования денежных потоков ФПГ является увеличение доли денежных средств, находящихся в распоряжении финансово-кредитных институтов (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и др.);

3) в рамках ЦК возможно анализировать и регулировать объем и направления движения денежных средств предприятий и коммерческих организаций, входящих в состав ФПГ;

4) на величину денежных потоков значительное влияние оказывает действующая в России система налогообложения. При централизованном порядке расчетов с бюджетом платежи в бюджет осуществляет ЦК; при децентрализованном – предприятия и организации, входящие в состав ФПГ и являющиеся самостоятельными юридическими лицами.. В случае внедрения централизованного порядка расчетов с бюджетом возникает проблема введения единой учетной политики, бухгалтерского учета и отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: