Лекция 11. Подготовка учителя к уроку

Учитель каждое занятие предваряет тщательной подготовкой, которая носит страте­гический, промежуточный и текущий характер. Стратегическая подготовка содержит об­щие, основные установки, важные для подготовки и осуществления преподавания истории. Она осуществляется перед началом преподавания школьных курсов истории. Стратегическая подготовка включает в себя: изучение государственного образовательного стандарта (феде­рального, национально-регионального); изучение учебных программ и тематического плана по курсу истории; изучение учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий по которым предсто­ит работать в течение учебного года; выработку целей, задач курса. Промежуточная подго­товка ~ подготовка, которая осуществляется на каникулах с целью корректировки ранее со­ставленного планирования учителя. Она включает: корректировку целей, задач всего хода изучения истории; составление очередного перечня терминов для изучения, несущих высо­кую смысловую нагрузку; составление очередного перечня наиболее важных событий, фак­тов и дат, обязательных для изучения; выбор учебных дисциплин и форм работы для обеспе­чения межпредметных связей; корректировку тематического планирования. Текущая подго­товка - подготовка, которая осуществляется накануне каждого занятия и включает разра­ботку плана его проведения. В плане учитываются: тип, вид, форма урока; цели урока; ос­новные методы проведения урока; запасные методы проведения занятия (на случай неподго­товленности учащихся работать по основному методу); дидактические материалы по содер­жанию урока; конспект материала для изложения лекции; диагностический материал ит.д.

Каждый этап подготовки к уроку реализует ряд функций. Гностическая функция пре­дусматривает: осмысление содержания учебного материала; формулирование дидактической цели; определение типа урока; выявление структуры урока; отбор учебного материала. Кон­струирующая функция предполагает: анализ особенностей состава учеников конкретного класса; отбор приемов и средств преподавания; определение доминирующего характера дея­тельности учащихся (уровни познания: воспроизводящий, преобразующий, творчески-поисковый). Реализуя организационную функцию, учитель продумывает: как начать урок; чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на восприятие нового материала; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познавательные задания; как по­ставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совершенствовать. Информативная функция касается учебно­го содержания урока: какой объем материала давать на уроке; какие приемы изложения со­держания будут на уроке; какие средства обучения использовать при изложении материала, на какие вопросы следует обратить особое внимание школьников и т.п. Контрольно-учетная функция предусматривает продумывание: как будут проверяться, закрепляться знания: как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оценить знания и умения. Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран мате риал, интересны и содержательны ли факты, существенны ли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута; учел ли учитель особенности класса правильно ли выбраны тип урока, методы, приемы, формы работы; что усвоили ученики на уроке; каковы причины слабого усвоения материала; какая оценка уровня усвоения знаний умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: