Первичные умения работать с учебником. Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавления, пояснения, что дети будут изучать, каковы хронологические рамки учебника. Зачем учитель знакомит школьников со структурой учебника, особенностями его построения, различными видами текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет новые виды текста, иллюстрации, заданий.
На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывается из органически связанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций, беседы. Объяснительное чтение способствует осознанному усвоению и закреплению в памяти учащихся прочитанного. Когда только начинается освоение этого приема, беседа предшествует чтению, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе.
При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, их составляющее, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи текста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных источников.
|
|
Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал, выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формировать ответы самостоятельно.
Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домашнего задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечающий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника.
Первоочередная задача учителя - приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины.
Для организации честной работы с параграфом учебника ученики могут воспользоваться специальной памяткой.
При объяснении нового, учитель предлагает ученикам прочитать тему, параграф его подзаголовки. Так ученики знакомятся с планом изучения нового материала.
В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтверждения сказанного
Давать содержательные и конкретные ответы при работе с учебником помогают специальные задания: найти в материале темы ответ на вопрос и процитировать его, пересказать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов и процитировать его, пересказать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов.
Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.
|
|
К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщает, что под выводами подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом.
Ученики могут подбирать по учебнику доказательства к сформированному учителем выводу или к какому-либо утверждению. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируют существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.
Важно также самостоятельное изучение учениками темы без предварительного изложения ее учителем. Учитель предлагает план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко рассказывает основные положения, которые ученики должны уяснить после изучения темы.
На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте сопровождается нахождением объектов в карте учебника.
Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене учащихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе привлекаются иллюстрации книги.
Учащимся предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения, сравнить реконструкции с документами описанием. При этом могут привлекаться настенные картины, кинофрагменты, план анализа рисунка: 1) Прочитайте объяснение к рисунку; найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив их на части, подберите к ним названия. 2) Разберите каждую из них. 3) Составьте рассказ, объединяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснительный текст.
Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника, составить рассказ по иллюстрациям, объяснить факты, составляющие сюжет, перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы, сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи.
Заранее следует продумывать, какие иллюстрации будут использоваться в классе, а какие дома. Вопросы к иллюстрациям помогут организовать их продуманный разбор, связать с учебным текстом.
При работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс - выделять главное в отрывке текста, для организации в учебнике использовать его оглавление, пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс - выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний; рассматривать вопрос в развитии. 7 класс - излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности. 8-9 классы - подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками к терминам, понятиям; сопоставлять тексты двух учебников. 10-11 классы - излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем, составлять план - конспект, по нескольким темам, писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет, сопоставлять факты учебника с первоисточником, развивать и углублять содержания учебника сведения из дополнительной литературы.