Лекция 14. Система работы с учебником на уроках истории

Первичные умения работать с учебником. Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавления, пояснения, что дети будут изучать, каковы хронологические рамки учебника. Зачем учитель знакомит школьников со структурой учебника, особенностями его построения, различными видами текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет новые виды текста, иллюст­рации, заданий.

На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывается из органически связанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций, беседы. Объясни­тельное чтение способствует осознанному усвоению и закреплению в памяти учащихся про­читанного. Когда только начинается освоение этого приема, беседа предшествует чтению, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе.

При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, их со­ставляющее, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи тек­ста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных источников.

Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал, выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формировать ответы самостоятельно.

Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домашнего задания. В ходе оп­роса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечаю­щий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника.

Первоочередная задача учителя - приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины.

Для организации честной работы с параграфом учебника ученики могут воспользо­ваться специальной памяткой.

При объяснении нового, учитель предлагает ученикам прочитать тему, параграф его подзаголовки. Так ученики знакомятся с планом изучения нового материала.

В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтвержде­ния сказанного

Давать содержательные и конкретные ответы при работе с учебником помогают спе­циальные задания: найти в материале темы ответ на вопрос и процитировать его, переска­зать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов и процитиро­вать его, пересказать своими словами, подобрать материал для ответа на несколько вопросов.

Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяс­нения нового учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.

К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Пер­воначально сообщает, что под выводами подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом.

Ученики могут подбирать по учебнику доказательства к сформированному учителем выводу или к какому-либо утверждению. В старших классах прием доказательства ис­пользуется, когда по содержанию текста учебника анализируют существующие в науке вер­сии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.

Важно также самостоятельное изучение учениками темы без предварительного изло­жения ее учителем. Учитель предлагает план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко рассказывает основные положения, которые ученики должны уяснить после изучения темы.

На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте со­провождается нахождением объектов в карте учебника.

Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене учащихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пе­ресказе привлекаются иллюстрации книги.

Учащимся предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения, сравнить реконструкции с документами описанием. При этом могут привле­каться настенные картины, кинофрагменты, план анализа рисунка: 1) Прочитайте объясне­ние к рисунку; найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив их на части, подберите к ним названия. 2) Разберите каждую из них. 3) Составьте рассказ, объединяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснительный текст.

Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника, составить рассказ по иллюстрациям, объяснить факты, составляющие сюжет, перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы, сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи.

Заранее следует продумывать, какие иллюстрации будут использоваться в классе, а какие дома. Вопросы к иллюстрациям помогут организовать их продуманный разбор, свя­зать с учебным текстом.

При работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс - выделять главное в отрывке текста, для организации в учебнике использовать его ог­лавление, пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс - выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний; рассматривать вопрос в развитии. 7 класс - излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности. 8-9 классы - подбирать до­казательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками к терминам, понятиям; сопоставлять тексты двух учебников. 10-11 клас­сы - излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем, составлять план - кон­спект, по нескольким темам, писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет, со­поставлять факты учебника с первоисточником, развивать и углублять содержания учебника сведения из дополнительной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: