Резюме по модульной единице 2

Использование данных валового анализа

Исходя из данных валового анализа, судят об изменении содержания химических элементов по почвенному профилю в сравнении с почвообразующей породой. Такое сравнение позволяет выявить наличие или отсутствие разрушения минералов и перемещения, т. е. относительное перераспределение элементов по почвенному профилю (оценивают степень дифференциации почвенного профиля) (слайды 19 и 20). По этим оценкам устанавливают характер почвообразовательного процесса, что необходимо для определения типовой принадлежности почв.

В некоторых случаях данные валового анализа, вычисленные на прокаленную навеску, используют для вычисления молярных отношений различных оксидов. Наиболее часто рассчитывают отношения SiO2:Al2O3, SiO2:R2O3, SiO2:Fe2O3. Такие соотношения позволяют определить относительное перемещение или аккумуляцию полуторных оксидов в генетических горизонтах почвенного профиля. Кроме того, при изучении илистой фракции почв эти отношения дают возможность установить тип коры выветривания, а также дают некоторые представления о ее минералогическом составе. По С.В. Зонну, илистая фракция аллитных кор характеризуется отношением SiO2:R2O3<2,5, у сиаллитных кор такое отношение превышает 2,5.

Для вычисления молярных отношений необходимо сначала вычислить молярные величины, путем деления процентного содержания оксида на его молярную массу. После этого молярное количество одного оксида делят на молярное количество другого оксида и получают необходимое молярное отношение.

Данные валового анализа часто используют для оценки потенциального плодородия почв. Это осуществляется вычислением запасов, т. е. содержания в определенном объеме почвы (т/га) элементов минерального питания растений и гумуса (перегноя). По величине запасов некоторых компонентов решают вопросы, связанные с генезисом и мелиорацией почв. Сравнение запасов элементов дает более правильное представление о миграции элементов, чем сравнение их процентного содержания.

Для вычисления запасов того или иного элемента процентное содержание элемента умножают на мощность и плотность горизонта. Выражают запасы элементов обычно в т/га или кг/м2.

Кроме того, данные валового состава иногда используют для характеристики уровня загрязненности почв тяжелыми металлами.

Валовой анализ является одной из важнейших составляющих почвенных исследований. Его данные позволяют установить почвообразовательные процессы и потенциальное плодородие почв.

Вопросы для повторения:

1. Что такое валовой анализ и для чего он необходим?

2. Какие существуют способы пересчета в валовом анализе?

3. Чем отличается разложение почв спеканием от разложения почв сплавлением?

4. Какие кислоты применяются при разложении почв кислотами?

5. Какие элементы в валовом анализе определяют гравиметрическими методами?

6. Какие элементы в валовом анализе определяют титриметрическими методами?

7. На чем основана и для чего применяется в валовом анализе пламенная атомно-абсорбционная спектроскопия?

8. Что такое эмиссионная фотометрия пламени, и для чего она применяется в валовом анализе?

9. В чем заключается сущность фотометрического анализа?

10. Охарактеризуйте методы валового анализа почв без их разложения.

Тип теста: Рубежный – один правильный ответ из нескольких
Название теста: Валовой анализ почв
Учебный модуль и модульная единица: Учебный модуль 1. Методы определения элементного состава почв. Модульная единица 2. Валовой анализ почв
Проходной балл: 8 правильных ответов из 10
Время на выполнение теста: 45 минут
Тестовые задания:
11. Какое вещество не используется как плавень при сплавлении? а) карбонат натрия; б) хлорид натрия; в) едкий натр; г) карбонат калия.
12. Какой элемент не удается определить при разложении почвы действием HF? а) Si; б) Fe; в) Ti; г) Ca.
13. Какой из инструментальных методов не требует разложения почв? а) нейтронноактивационный; б) пламенный атомно-абсорбционный; в) эмиссионная фотометрия пламени; г) потенциометрический.
14. Какие методы обладают большей точностью? а) гравиметрические; б) спектральные; в) электрохимические; г) инструментальные.
15. Какие методы обладают большей чувствительностью? а) химические; б) гравиметрические; в) инструментальные; г) титриметрические.
16. В какой из почв сильнее всего выражена дифференциация почвенного профиля? а ) дерново-подзолистой; б) выщелоченном черноземе; в) серой лесной; г) темно каштановой.
17. Какое плодородие можно оценить по данным валового анализа? а) экономическое; б) потенциальное; в) относительное; г) эффективное.
18. В каком из горизонтов дерново-подзолистой почвы наблюдается самое низкое содержание полуторных оксидов? а) А1; б) А2; в) В; г) ВС.
19. В каком из горизонтов подзолистой иллювиально-железистой почвы наблюдается самое высокое содержание полуторных оксидов? а) по всему профилю; б) А2; в) А2 и В; г) В.
20. При использовании какого метода требуется разложении почвы? а) потенциометрического; б) АЭСА; в) РФА; г) нейтронноактивационного.

Тестовые задания к лекции (правильные ответы подчеркнуты)

Лекция 3. Модульная единица 3.

«Методы определения тяжелых металлов, нефти и нефтепродуктов в почвах» (слайд 21)

Аннотация: Описываются различные методы определения тяжелых металлов и нефтепродуктов в почвах для оценки их загрязнения. Рассматриваются причины, вызывающие химическое загрязнение почв, а также различные приемы оценки последствий загрязнения почв.

Ключевые слова: тяжелые металлы, нефть, нефтепродукты, деградация почв, ИК спектроскопия, предельно допустимая концентрация, ацетатно-аммонийная вытяжка, ферментативная активность, дегидрогеназа, кобальт, свинец.

Рассматриваемые вопросы:

1. Проблема загрязнения почв;

2. Методы определения тяжелых металлов в пробах почв;

3. Методы определения нефти и нефтепродуктов в пробах почв;

4. Оценка загрязнения почв тяжелыми металлами и нефтепродуктами по косвенным показателям (слайд 22).

Цели и задачи изучения модульной единицы:

Сформировать представление у студентов о проблеме загрязнения почв различными токсичными веществами. Познакомить студентов с методами определения веществ-загрязнителей в почвах, а также методами оценки их негативного воздействия на биологические объекты в почве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: