Концептуальные основы финансового менеджмента 3 страница

Для вычисления степени операционного рычага используется следующая простая формула:

Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Относительное изменение прибыли = Операционный рычаг Относительное изменение выручки.

Зная данные о росте выручки от реализации и силу воздействия операционного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении выпуска продукции. Однако чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск, так как каждый процент снижения выручки дает еще больший процент снижения прибыли. Рост доли постоянных затрат даже при снижении переменных издержек на единицу продукции всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации.

Особенности операционного рычага:

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться только после наступления точки безубыточности.

2. Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности.

3. Механизм операционного рычага работает в двух направлениях.

4. Эффект операционного рычага стабилен только в краткосрочном периоде.

5. При большом удельном весе постоянных затрат точка безубыточности наступает позже.

11. Понятие эффекта финансового рычага

Максимальный объем заемных средств, который предприятие может привлечь, без сокращения рентабельности собственных средств определяется с помощью эффекта финансового рычага.

Использование термина "финансовый рычаг" в аналитических расчетах позволят определять безопасный объем заемных средств, рассчитывать допустимые условия кредитования. Решение названных задач имеет большое значение в обеспечении финансовой устойчивости предприятия.

Прибыль, полученная от использования кредита, в размере, превышающем уплаченные проценты за его использование, принадлежит предприятию и, следовательно, увеличивает суммарную величину прибыли. Поэтому успешное использование заемного капитала повышает рентабельность собственных средств при неизменной экономической рентабельности всего капитала. Это приращение рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования кредита, несмотря на платность последнего, называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

где ЭФР - эффект финансового рычага, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЭР - экономическая рентабельность активов, %;

СРСП - средняя расчетная ставка процента - это средний размер процентов, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала (стоимость заемного капитала), %;

ЗС - средняя сумма используемых предприятием заемных средств;

СС - средняя сумма собственных средств предприятия.

Приведенная формула расчета эффекта финансового рычага позволяет выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового рычага (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Налоговый корректор финансового рычага практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

2. Дифференциал финансового рычага (ЭР - СРСП), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средней расчетной ставкой процента за кредит. Дифференциал финансового рычага является главным условием, формирующим положительный эффект финансового рычага. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает среднюю расчетную ставку процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

3. Плечо финансового рычага (ЗС/СС), который характеризует сумму заемных средств, используемых предприятием, в расчете на единицу собственных средств. При неизменном дифференциале плечо финансового рычага является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.

Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банк склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего кредита. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.

Знание механизма воздействия финансового рычага на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.


12. Сущность финансового планирования на предприятии

Управлять — значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое.

В рыночной экономике планирование на предприятии — внутрифирменное планирование — не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

1. Анализа финансовой ситуации и проблем. Заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

2. Прогнозирование будущих финансовых условий. Необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможные финансовые результаты.

3. Постановка финансовых задач. Заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

4. Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

5. Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана. Состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

7. Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

8. Анализ и контроль выполнения плана. Заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

13. Методы финансового планирования

Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета:

1. Расчетно-аналитический метод — один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

2. Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

где Он — остатки средств на начало года;

П – поступления средств в планируемом периоде;

Р – расходы в планируемом периоде;

Ок — остаток средств на конец планового периода.

3. Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

· органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

· ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

· предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

4. Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

5. Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

К объектам финансового планирования относятся:

· выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

· амортизационные отчисления;

· объем оборотных активов и их прирост;

· ресурсы в капитальном строительстве;

· платежи в бюджет;

· взносы во внебюджетные фонды.

14. Финансовый план организации

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

· определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

· увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

· выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

· определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов (табл. 1).

Таблица 1. Баланс доходов и расходов организации

Наименование показателя Код стр. Планируемый период
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)          
Себестоимость реализованной продукции          
Коммерческие расходы          
Управленческие расходы          
Прибыль (убыток) от реализации (строки 010-020-030-040)          
Проценты к получению          
Проценты к уплате          
Доходы от участия в других организациях          
Прочие операционные доходы          
Прочие операционные расходы          
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки 050+060-070+080+090-100)          
Прочие внереализационные доходы          
Прочие внереализационные расходы          
Прибыль (убыток) планового периода (строки 110+120-130)          
Налог на прибыль          
Отвлеченные средства          
Чистая прибыль (убыток) планируемого периода (строки 140-150-160)          

15. Составление финансовых смет (бюджетирование)

Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить:

1. Смета реализации продукции – это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле:

где Ор — объем предлагаемой к реализации продукции;

К – количество единиц продукции, планируемых к реализации;

Ц – цена единицы продукции.

2. План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле:

Опр = К + Мк - Мн

где Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве;

К – количество единиц продукции, планируемых к реализации;

Мк – желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода;

Мн — ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода.

3. Смета прямых затрат на оплату сырья и материалов позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы:

где Сзм – стоимость сырья и материалов;

Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве;

П – потребность в сырье и материалах на единицу продукции;

Зк – желательный запас сырья и материалов на конец периода;

Зн – запас сырья и материалов на начало периода;

Ц – цена единицы сырья, материала.

4. Смета прямых затрат на оплату труда составляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы:

где Cзт – сумма прямых затрат на оплату труда;

Опр – количество единиц продукции, планируемых в производстве;

Че – число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия;

Р – стоимость прямых затрат труда за час.

5. Смета переменных накладных расходов представляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле:

где Рн – накладные расходы;

Чо – общие прямые затраты труда в часах;

Рпер – переменные накладные расходы;

Рпост – постоянные накладные расходы;

А – амортизационные начисления;

Н – налог на имущество.

6. Смета административных и коммерческих расходов включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего, проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле:

где Ра.К – прогнозные административные и коммерческие расходы;

Рпер – прогнозные переменные административные и коммерческие расходы;

Рр – расходы на рекламу;

Рс – расходы на страхование;

Рз – расходы на зарплату работникам;

Ра – расходы на аренду;

Н – уплата налогов.

7. Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле:

где ССРП – себестоимость реализованной продукции;

Звх – стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства;

Сзм – стоимость сырья и материалов;

Звых — стоимость выходных запасов сырья, материалов незавершенного производства;

Сзт – прямые затраты на оплату труда;

Рпер – переменные накладные расходы;

ССвх — себестоимость входных запасов готовой продукции;

ССвых — себестоимость выходных запасов готовой продукции.

8. Отчет о прибылях и убытках ведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле:

где Пч — чистая прибыль;

Ор — объем предполагаемой реализации продукции;

Рпер – переменные расходы (переменная стоимость реализации + переменные административные и коммерческие расходы);

Рпост – постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы + административные и коммерческие расходы);

Рпроц – расходы на выплату процентов по кредиту;

Нпр – налог на прибыль.

9. Кассовый план составляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру.

1. Раздел денежных поступлений, в который включены:

· кассовый остаток на начало периода;

· денежные поступления от реализации продукции;

· прочие денежные поступления.

2. Раздел выплат — все денежные платежи в прогнозном периоде.

3. Раздел излишка или дефицита денежных средств — разница между денежными поступлениями и платежами.

4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде.

10. Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму:

статьи актива Ве = Вб + Тд - Тк;

статьи пассивов Ве = Вб + Тк — Тд,

где Ве — конечное сальдо (расчетная величина);

Вб — начальное сальдо (из отчетности);

Тд — оборот по дебету (прогнозная оценка);

Тк — оборот по кредиту (прогнозная оценка).

На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия.

16. Финансовое планирование в составе бизнес- плана

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во-вторых — для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела.

I. Резюме.

II. Основная часть.

III. Стратегия финансирования.

В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

В «Основную часть» включаются следующие подразделы:

· описание вида деятельности;

· описание продукции (услуги);

· оценка отрасли;

· рынок;

· маркетинг;

· план производства;

· организационный план;

· юридический план;

· анализ рисков;

· финансовый план.

Финансовый план — это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:

1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д. Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей.

2. План доходов и расходов включает следующие показатели:

1) доходы от реализации продукции (услуг);

2) себестоимость реализованной продукции;

3) прибыль от реализации (стр. 1 — стр. 2);

4) общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата АУП, коммунальные расходы, страховка и др.);

5) прибыль до уплаты налога (стр. 3 - стр. 4);

6) налоги;

7) прибыль после уплаты налогов (стр. 5 - стр. 6). Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

3. План денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана — оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств. В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели:

1) наличные деньги (на начало месяца);

2) поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления);

3) итого поступления наличности;

4) общая сумма имеющейся наличности (стр. 1 + стр. 3);

5) денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.);

6) прирост (+), недостаток (—) денежной наличности на конец месяца (стр. 4 — стр. 6).

План доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения.

Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств.

4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.

Активы

1. Текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.).

2. Фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Пассивы и собственный капитал предприятия

1. Долгосрочные обязательства.

2. Краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам).

3. Итого пассивов.

4. Собственный капитал предприятия (активы — пассивы).

5. Итого пассивов и собственного капитала предприятия.

5. План по источникам и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: