Право международной торговли
Внутреннее законодательство.
Франция и германия - дуализм частного права, классические ТК. В германии ТП рассматривается традиционно как отрасль нем право, частное право предпринимателей- нормы ТП применяются всегда, в которых хотя бы одно лицо является предпринимателем. Нормы ГК применяются субсидиарно. Во Франции- ТК претерпел существенные изменения, практически все нормы были помещены в спец закон. Это дает право большинству фр. юристам считать, что ТП является кодифицированным только дэ юре. Сегодня около 80 стран приняты ТК наряду с ГК.
Англия - англ. право основывается на прецедентах, обычаях. Помимо ведущих прецедентов, обычаев были приняты законы, посвященные торговле(«закон о к-п» и пр.).
США -отличие от англ.: значение амер. Конституции, специфика амер. права заключается в федерализме. В ряде штатов были приняты ГК(нормы, выработанные суд практикой). В штате Луизиане фактически действует ГК Наполеона. В 1962 г принимается Единообразный ТК США- действует на тер-рии всех штатов. ТК был принят в целях модернизации амер. торгового права и у унификации ТП всех штатов. ТК включает в себя многие институты торгового права, но особенность ТК- он не ограничивается вопросами торгового права(+банковские операции и ценные бумаги).
|
|
· создание спец организаций
· принятие международных документов
2 основные тенденции регулирования права межд. торговли:
2) унификация международного частного права (прием законодательной техники, выработка единых правил):
нормативная унификация.
ненормативная (частно-правовая) унификация. Типовые, дистрибьюторские агенты и контракты, правила об аккредитивах, инкассо, унидруа и пр. не носят обязательный характер. Отличительные черты:
ü может приниматься любыми субъектами, участвующих в торговле
ü совокупность документированных обычаев торгового оборота
ü результат творческой работы авторитетных коммерческих организаций.
Унидруа - принципы, с одной стороны, не являются контрактом, а с др. стороны, не являются конвенцией. Принципы признаются всеми системами. Сфера действий принципов широка: внешний и внутренний оборот. Они не затрагивают применение обязательных императивных норм внутреннего законодательства, подлежат применению в случае(основания):
1. применение принципов по соглашению сторон:
v при наличия согласия сторон в договоре,
v при наличии согласия сторон, что договор будет регулироваться общими принципами права
2. по усмотрению суда или международного арбитража: если стороны не выбрали право, применимое к договору
3. по усмотрению сторон договора или суда:
|
|
v когда принципы используются для толкования и восполнения пробелов внешнего законодательства
v когда используются для толкования и восполнения национального законодательства
отличие принципов европейского договорного права от принципов унидруа: Принципы унидруа- относятся только к коммерческим договорам, ПЕДП- ко всем.
Организации:
1. Гаагская конференция по международному частному праву. В ней участвуют 45 гос-в. Занимается разработкой унифицированных коллизионных норм и норм гражданского процесса. среди наиболее известных документов: конвенция о праве применимом к международной к-п товаров(1955 г), РФ не участвует.
2. Комиссия ООН по праву международной торговли. ЮНИСТРАЛ: подготовка конвенций, распространение инфо и пр; 36 гос-в, в том числе РФ. Были приняты: венская конвенция о международной к-п товаров, РФ-участница; нью-йоркская конвенция об исковой давности в межд. к-п товаров; конвенция о морской перевозке грузов.
3. Международный институт унификации международного частного права- УНИДРУА(1926 г). Члены- 58 стран; унификация норм материального права путем разработки единообразных норм в области международной торговли.
4. Международная торговая палата- организационная, техническая, правовая поддержка. Цель- систематизация обычаев в праве международной торговли. Издает сборники унифицированных обычаев и обыкновений, например, Инкотермс- правила толкования международных торговых терминов(1936 г). Унифицированные обычаи по кредитиву и инкассо- не носят нормативный характер. В 1993 г. РФ стала участницей.
Региональные соглашения:
1. римский договор (1957) об учреждении европейского экономического сообщества. в рамках ЕС приняты нпа.
2. Соглашение об общих условиях поставки товаров стран СНГ (1992 г.)
К концу 80-х гг. были приняты законы о потребителях:
1. В ООН- хартия для защиты интересов потребителей, где впервые были сформулированы принципы:
ü защита потребителя от ущерба здоровью и безопасности
ü соответствие экономическим интересам потребителя
ü доступ потребителя к инфо(для квалифицированного выбора товара)
ü просвещение потребителя
ü наличие эффективных рассмотрения жалоб
ü свобода создания потребительских организаций, предоставление им право влиять на соответствующее законодательство.
2. Римская конвенция о праве применимом к договорным обязательствам - не носила спец характера, она направлена на многие категории отношений, не только на потребительские. В силу норм этой конвенции, ее положение может применятся даже в отношении стран, которые не являются участницами.
3. Гаагская конвенция о праве применимом к ответственности изготовителям. РФ не участница. Цель- чтобы возможно было определить применимый закон, если причинен вред здоровью или имуществу граждан.
3 фактора принятия специального законодательства внутреннего и внешнего:
1. Цель- защита слабой стороны в договорных отношениях
2. Безопасность товара.
3. Представление дополнительных форм и средств защиты потребительских прав.
ВЫВОДЫ:
Состояние международного торгового права: преобладание международного регулирования над национальным регулированием торгового права; преобладает частно-правовая кодификация над международно-правовой унификацией.
3. ТЗ РФ: место в системе законодательства и проблема кодификации
Источники в досоветской России:
ü русская правда, постановление о займе и поклаже
ü соборное уложение,
ü новый торговый устав 1667
ü новый торговый устав
ü устав торгового судопроизводства
Различие ведения деятельности с Западом:
1. в России наличный расчет, на Западе уже имел место кредит
2. в России торговцы так и не стали самостоятельной политической силой
|
|
3. не существовало общественных организаций, которые могли бы выражать интересы и требования.
Советский период:
Всплеск был во времена НЭПа. Существование торгового права было под запретом, не могла развиваться ни наука, ни законодательство, ни ТП.
Современный этап:
Обособление ТЗ на ряду с законодательством гражданским признано на гос уровне, это отражено в общероссийском сертификаторе законодательства и в указе Президента от 2000 г. Был утвержден сертификатор правовых актов- спец отдел, посвященный торговле. Торговое законодательство относительно обособлено от ГЗ. ТЗ разрабатывается для отражения специфики ТЗ, если что-то не урегулировано в ТЗ, то субсидиарно действуют нормы ГЗ.
Система:
1. торговые законы
2. гражданские законы
3. торговые обычаи
Нет системы единого регулирования коммерческих отношений, существует более 600 НПА.
Необходимо создать ТЗ, много споров. Наиболее спорный вопрос- возможность его кодификации, нужен ли ТК. Существует 2 точки зрения:
· разработчики ГК считают, что нет необходимости ТК
· необходим ТК. представители экономической науки поддерживают эту идею. развитие торгового оборота требует более быстрого законодательства на изменяющийся процесс, ГК не так быстро реагирует
· урегулировать конкретно торговые отношения. Структура: по субъектам- товарные биржи, дистрибьюторы, дилеры, оптовые ярмарки; урегулировать торговый договор; договор оптовой продажи, договор поставки и пр.; урегулирование основных послеторговых отношений- возврат оборудования, упаковки, тары и пр.
4. Источники ТП в РФ.
1. Конституция РФ. Ст 8: гарантируется единство экономического пространства, ст 34- право занятия предпринимательской деятельности и любой другой, в том числе торговой. Ст 74-запрет на установление таможенных границ внутри страны, ст 71- основы рынка устанавливаются на уровне РФ. Перечень полномочий устанавливаются также в Конституции.
2. ГК. Общая часть- субъекты, сделки, представительства. 2 часть- договоры к-п, поставка, посреднические договоры, поручения, хранения и пр. 3 часть- Нормы международного частного права. 4 часть- Нормы, которые регламентируют вопросы товарных знаков и пр., что индивидуализирует товар.
|
|
3. ФЗ. ФЗ о защите конкуренции, о рекламе, о тех регулировании, о качестве и безопасности пищевых продуктах. От 1 фев. 2010 г ФЗ «Об основах регулировании торговой деятельности»: ввел много новелл. Принятие: с 2006 г. Существовало 4 рабочих группы, было сильное лоббирование противоположных интересов. Цель закона- «формирования конкурентной среды и поддержки российских товаропроизводителей». Законодатель определил сферу действия закона. Закон касается 2 видов субъекта: те, кто поставляет и те, кто торгует. Новелла- норма о торговых реестрах(сведения о субъектах, осуществляющих торговую деятельность и о субъектах, осуществляющих поставку товаров, за исключением производителей). Не вошла международная торговля, торговля на биржах, на розничных рынках, на рынках ценных бумаг-есть отдельные ФЗ. Была определена торговая: деятельность оптовая и розничная. Ввел понятие торговой сети- совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или содержат коммерческое обозначение, которое не подлежит гос. регистрации и обозначению в учредительных документах. В законе сформулированы полномочия гос. органов в торговой деятельности. Важнейший раздел: требования к заключению договоров в сфере торговли. Вопреки общему положению диспозитивного регулирования, законодатель установил императивные методы:
· Для приобретения или продажи продовольственных товаров а качестве единой модели- договор поставки продовольственных товаров: нарушение принципа свободы договора
· Порядок заключения договора. Поставщик и сетевой торговец обязаны предоставить доступ к информации друг к другу об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки о существенных условиях этого договора(с правовой точки зрения- это предложение сделать оферту)
· Императивное требование к цене. В отношении отдельных товаров устанавливается гос. регулирование цен и торговых надбавок (социально значимые- 24 товара, например, хлеб и молоко).
· Установлены императивные сроки оплаты поставленного товара. В зависимости от срока годности товара.
· Запрет на перемену лиц в обязательстве: цессия, перевод долга.
· Ранее были включены в договор поставки условия о дополнительных услугах: размещение пост материалов, рекламные акции в виде дегустации. Теперь любые доп. услуги, которые оказываются соотв. организациями, могут осуществляться только на основании отдельного договора (о возмездном оказании услуг). Это не выгодно, то как новый договор- новый объект налогообложения.
· Прямой запрет на включение в договор условий о совершении торговцем определённых действий с товаром, не связанных с их продажей (перекладка на полках).
· Установлено много новелл, связанных с антимонопольным регулированием.
· Запрет на заключение договора комиссии или аналогичного.