Общие функции управления. Одной из задач предприятия как субъекта хозяйственной деятельности является координация во времени выполняемых производственных операций

Одной из задач предприятия как субъекта хозяйственной деятельности является координация во времени выполняемых производственных операций, т.е. определение момента их начала и продолжительности. Наряду с этим организация бесперебойного производственного процесса требует непрерывного обеспечения его энергией, сырьем, материалами, оборудования, квалифицированной рабочей силой. Являясь основным структурным звеном производства, строительное предприятие осуществляет многочисленные хозяйственные связи с поставщиками и потребителями его продукции. Поддержание и регулирование этих связей также является трудной задачей.

Понятие и значение функций

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

4. 1. Функции управления

Значение функций управления заключается в том, что они определяют содержание деятельности аппарата управления и служат основой для создания структуры управления. Важно выявить полный перечень функций, установить взаимосвязи между ними. Отсутствие полного перечня может привести к тому, что структура и деятельность, подсистемы управления окажутся неполными, что отрицательно скажется на эффективность управления.

Под функциями управления понимается определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления. Функции управления отвечают на вопрос, что необходимо сделать в управляемой подсистеме, чтобы она работала эффективно.

Функции управления распределяются по ступеням управления, по подразделениям аппарата управления и отдельным исполнителям. Следует разделять функции производства и функции управления. Функции производства связаны с получением готовой продукции, а функции управления определяются производственной подсистемой, ее структурой и структурой производственных процессов.

Все функции можно разделить на: 1) общие функции управления, раскрывающие содержание процесса управления; 2) специальные функции, указывающие направленность воздействия; 3) функции метауправления, т.е. управление аппаратом управления.

Основные действия, или общие функции, которые составляют процесс управления, - функция принятия решений, планирование, организация, регулирование, исполнение (или руководство), контроль. Они универсальны и не зависят содержания и назначения производства и его вида, типа, размера и других особенностей. Существует еще координация – понятие наиболее близкое к управлению, его синоним, она обеспечивает руководство, таким образом, чтобы все работали на достижение общей цели.

Функция принятия решений. Решение – управленческий акт, в котором определяется и стимулируется деятельность, подчиненного коллектива и отдельных работников, составляющих объект управления. Решение регламентирует нормы поведения, цель деятельности, состав работ, подлежащих выполнению, средства достижения цели, методы и сроки выполнения работ.

Сбор, обработка, анализ и хранение информации – также является функцией управления, поскольку управленческие решения принимаются на основе информации. Поэтому организация службы информации и разработка методов её работы – одна из ключевых задач управления.

Функция планирования реализуется в процессе составления планов, представляющих собой комплексные решения о будущей деятельности управляемой системы. В плане указываются: цели (задачи) деятельности, порядок, сроки и методы их достижения, выделяемые ресурсы. Планирование можно рассматривать как предварительный этап цикла управления, который предшествует непосредственной исполнительской деятельности.

Планирование строится на основе научного предвидения поведения объекта управления, предусматривающего знание закономерностей его функционирования и развития. Инструментом предвидения является прогнозирование. Под прогнозированием понимается определение состояния строительной системы в какой-либо будущий момент времени. В отличии от плана, который является директивным документом, прогноз носит вероятностный характер.

Организация - это процесс взаимодействия людей для достижения общей цели. Организовать – значит создать такую структуру управляющей и управляемых подсистем, чтобы предприятие могло выполнить свои планы. Организация включает делегирование заданий и власти, возникающих при планировании, их распределение по подразделениям, вплоть до каждого исполнителя. Все подразделения, работая вместе, в конечном итоге обеспечивают работу всей организации. В состав функций организации входят постановка задач исполнителем, разработка организационной структуры, передача полномочий, привлечение исполнителей и средств для выполнения плана.

Регулирование состоит в поддержании управляемой системы в режиме, обеспечивающим выполнение плана и других решений. Регулирование связано с вероятностным характером производства, когда при планировании трудно предусмотреть возможные случайные воздействия на ход производства. Посредством регулирования реализуется принцип обратной связи. Функция регулирования должна осуществляться на основе предвидения развития процесса производства.

Координация – центральная функция управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса. Координация – самый близкий синоним управления. Управляющий сегодня выполняет обязанность сложного коммуникативного центра, принимающего и распределяющего информацию. Он является ключевой фигурой, обеспечивающей согласование действий, объединяет и гармонизирует усилия всего коллектива, обеспечивает налаживание связей с подразделениями.

Руководство – функция направления деятельности управляемого объекта и связывается с личностными и деловыми качествами руководителя.

Контроль – эта функция управления, в соответствии с которой обеспечивается обратная связь, собирается информация о текучем состоянии исполнения внутри организации, сравнивается текущее исполнение с заданием, установленными нормами. Контроль – непрерывный процесс. Он является средством побуждающим руководителей к принятию новых решений, направленных на устранение обнаруженных недостатков.

Контроль содержит следующие этапы: сравнение планов с реальными результатами, корректировка планов, накопление опыта для дальнейшего планирования, а также обеспечение того, чтобы все совершалось согласно планам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: