Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует. Поэтому ветер и волнение должны быть минимальными.
В соответствии со стандартами условия скоростных испытаний и определения поправки лага должны быть следующими:
· волнение не должно быть более 3 баллов,
· скорость ветра не более 8 м/с,
· глубина моря, не менее шести средних осадок судна.
Скоростные испытания должны проводиться при всех режимах работы двигателей: полного, среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу и в балласте. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами. Одновременно с относительной скоростью и поправкой лага на мерной линии фиксируют количество оборотов винта N на каждом ходу, соответствующие измеренной скорости, дабы иметь в море дополнительный источник информации для определения относительной скорости по оборотам винта.
Развив необходимую скорость, судно ложится на ИК пробега, перпендикулярный секущим створам. При пересечении створов с помощью секундомера засекают время Т1 и Т2 и отсчеты лага ОЛ1 и ОЛ2. Небольшое рыскание на курсе в приделах 3о не окажет заметного влияния на точность, так как cos 3о=0,999.
Рис.2
Скорость судна, при отсутствии течения рассчитывается по формуле:
t= Т2 - Т1 (6.10)
V= Vо= уз (6.11)
Поправку и коэффициент лага получают по формулам (6.5), (6.8), одновременно фиксируя величину N.
После пересечения второго секущего створа, судно отворачивает в сторону моря и совершает плавную циркуляцию. Затем опят разгоняется и совершает второй пробег. Теоретически при отсутствии течения достаточно одного пробега.
Рис. 3
Что же происходит при наличии течения? Если судно выдерживает по компасу заданные направления пробегов, то проекция скорости постоянного течения V'т на эту линию будет одинакова в обоих случаях (рис.3). Приняв относительную скорость при пробегах V1 и V2, можно рассчитать относительную скорость:
Vo = (6.12)
Соответственно, поправка лага при двух пробегах рассчитывается как средняя поправка:
Δл= (6.13)
Где ΔЛ1 и ΔЛ2 – поправки, включающие погрешности от неисключенного вектора скорости постоянного течения.
Так же рассчитывают и средние обороты винта для данного режима работы:
N = (6.14)
При трех пробегах усредняют согласно следующим формулам:
V = (6.15)
Δл = (6.16)
Рис. 4
Скорость судна Vо и поправку лага ΔЛ в море можно определить с помощью радиолокационной станции (РЛС) и свободно плавающего буя или вехи (рис.4). В этом случае ложатся курсом на плавающий ориентир, измеряют до него последовательные расстояния через 3 – 4 мили и фиксируют время (рис.4), затем рассчитывают скорость и поправку лага:
V = = (6.17)
Δл = (6.18)
Из сказанного следует:
1. Метрическая система неудобна для измерения расстояний на море, так как в процессе судовождения приходится решать задачи, связанные с измерением углов и угловых расстояний. Именно поэтому в качестве основной единицы длины в практике мореплавания принята длина одной минуты дуги меридиана земного эллипсоида 1 миля. Минута меридиана эллипсоида – величина непостоянная и является функцией широты места, что очень неудобно для её использования в практических целях. В качестве международной стандартной морской мили приняло постоянную величину, равную 1852 м.
2. Одна десятая часть морской мили (nautical mile) называется кабельтов (кб)
3. За единицу скорости в навигации принят узел (уз) (knot)- миля в час.
4. Скорость судна измеряется лагами. В соответствии с измерением скорости современные лаги делятся на абсолютные и относительные. Относительные лаги по принципу действия подразделяются на гидродинамические и индукционные лаги. Абсолютные лаги подразделяются на гидроакустические доплеровские и корреляционные.
5. Пройденное судном расстояние по лагу определяют как разность между его последовательными отсчетами (разность отсчета лага, РОЛ) в момент времени ti+1 и ti, снятыми со счетчика лага.
6. Лаг, как и всякий прибор, имеет погрешность, которую можно скомпенсировать поправкой ΔЛ, имеющей обратный знак. Такую поправку называют поправкой лага. Она бывает положительной и отрицательной.
7. Вместо поправки удобней использовать коэффициент лага.
8. Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует
9. Скоростные испытания должны проводиться при всех режимах работы двигателей: полного, среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу и в балласте.
10.. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Судовождения и морской безопасности.
Протокол от 2012г. №