Теоретические основы и организация определения скорости судна и поправок лага на визуальной мерной линии и с помощью РЛС. Контроль работы лага в море

Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует. Поэтому ветер и волнение должны быть минимальными.

В соответствии со стандартами условия скоростных испытаний и определения поправки лага должны быть следующими:

· волнение не должно быть более 3 баллов,

· скорость ветра не более 8 м/с,

· глубина моря, не менее шести средних осадок судна.

Скоростные испытания должны проводиться при всех режимах работы двигателей: полного, среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу и в балласте. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами. Одновременно с относительной скоростью и поправкой лага на мерной линии фиксируют количество оборотов винта N на каждом ходу, соответствующие измеренной скорости, дабы иметь в море дополнительный источник информации для определения относительной скорости по оборотам винта.

Развив необходимую скорость, судно ложится на ИК пробега, перпендикулярный секущим створам. При пересечении створов с помощью секундомера засекают время Т1 и Т2 и отсчеты лага ОЛ1 и ОЛ2. Небольшое рыскание на курсе в приделах 3о не окажет заметного влияния на точность, так как cos 3о=0,999.

Рис.2

Скорость судна, при отсутствии течения рассчитывается по формуле:

t= Т2 - Т1 (6.10)

V= Vо= уз (6.11)

Поправку и коэффициент лага получают по формулам (6.5), (6.8), одновременно фиксируя величину N.

После пересечения второго секущего створа, судно отворачивает в сторону моря и совершает плавную циркуляцию. Затем опят разгоняется и совершает второй пробег. Теоретически при отсутствии течения достаточно одного пробега.

Рис. 3

Что же происходит при наличии течения? Если судно выдерживает по компасу заданные направления пробегов, то проекция скорости постоянного течения V'т на эту линию будет одинакова в обоих случаях (рис.3). Приняв относительную скорость при пробегах V1 и V2, можно рассчитать относительную скорость:

Vo = (6.12)

Соответственно, поправка лага при двух пробегах рассчитывается как средняя поправка:

Δл= (6.13)

Где ΔЛ1 и ΔЛ2 – поправки, включающие погрешности от неисключенного вектора скорости постоянного течения.

Так же рассчитывают и средние обороты винта для данного режима работы:

N = (6.14)

При трех пробегах усредняют согласно следующим формулам:

V = (6.15)

Δл = (6.16)

Рис. 4

Скорость судна Vо и поправку лага ΔЛ в море можно определить с помощью радиолокационной станции (РЛС) и свободно плавающего буя или вехи (рис.4). В этом случае ложатся курсом на плавающий ориентир, измеряют до него последовательные расстояния через 3 – 4 мили и фиксируют время (рис.4), затем рассчитывают скорость и поправку лага:

V = = (6.17)

Δл = (6.18)

Из сказанного следует:

1. Метрическая система неудобна для измерения расстояний на море, так как в процессе судовождения приходится решать задачи, связанные с измерением углов и угловых расстояний. Именно поэтому в качестве основной единицы длины в практике мореплавания принята длина одной минуты дуги меридиана земного эллипсоида 1 миля. Минута меридиана эллипсоида – величина непостоянная и является функцией широты места, что очень неудобно для её использования в практических целях. В качестве международной стандартной морской мили приняло постоянную величину, равную 1852 м.

2. Одна десятая часть морской мили (nautical mile) называется кабельтов (кб)

3. За единицу скорости в навигации принят узел (уз) (knot)- миля в час.

4. Скорость судна измеряется лагами. В соответствии с измерением скорости современные лаги делятся на абсолютные и относительные. Относительные лаги по принципу действия подразделяются на гидродинамические и индукционные лаги. Абсолютные лаги подразделяются на гидроакустические доплеровские и корреляционные.

5. Пройденное судном расстояние по лагу определяют как разность между его последовательными отсчетами (разность отсчета лага, РОЛ) в момент времени ti+1 и ti, снятыми со счетчика лага.

6. Лаг, как и всякий прибор, имеет погрешность, которую можно скомпенсировать поправкой ΔЛ, имеющей обратный знак. Такую поправку называют поправкой лага. Она бывает положительной и отрицательной.

7. Вместо поправки удобней использовать коэффициент лага.

8. Скорость судна и поправку лага определяют на ходовых испытаниях. Задача заключается в определении скорости относительно воды, исключив скорость течения, которую относительный лаг не фиксирует

9. Скоростные испытания должны проводиться при всех режимах работы двигателей: полного, среднего, малого и самого малого хода. Загрузка должна быть нормальной, в полном грузу и в балласте.

10.. Определение скорости и поправки лага проводится на мерной линии, которая представляет собой специальный полигон, оборудованный секущими, а иногда и ведущими створами

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Судовождения и морской безопасности.

Протокол от 2012г. №


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: