double arrow

Идеи педагогики Ф.Фребеля

1

Центры финансовой ответственности.

Система контроля исполнения финансовых планов.

Кассовый план. Платежный календарь и его значение. Методы составления прогнозного баланса.

План движения денежных средств.

Баланс доходов и расходов.

Жесткий и гибкий бюджеты.

Принцип пессимистичности в планировании.

Этапы финансового планирования и прогнозирования.

Финансовая стратегия и финансовая политика предприятия.

Финансовое планирование как метод управления предприятием. 2. Прогнозирование, текущее и оперативное планирование финансовой деятельности предприятия.

Контрольные вопросы к лекционному занятию № 9.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782—1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу.

Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство. Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка, развить природные особенности ребёнка. Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее». Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики, а простые предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он исходил из того, что чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первый дар - мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Второй дар - небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Шар - символ движения, кубик — символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова.

Недостатки: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Между тем, многие из занятий Фребеля, методически преобразованные, находят применение в современных детских садах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: