Непрерывная подготовка инженера как научно-педагогическая проблема

Понять суть непрерывной подготовки специалистов как научно-педагогической проблемы представляется возможным лишь в контексте происходящих изменений в образовании. Рассмотрим их.

В сфере образования идет поиск приоритетной модели в пределах четырех основных тенденций.

Первая - сохранение структурных качеств советской государственной системы, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин. Интерес к стандартизации вызван необходимостью повышения качества знаний, поиском общих объективных критериев для оценки того или иного учебного заведения. Необходим некий минимальный общий ориентир. Но мера и уровни стандартизации (государственный, региональный, индивидуальный) для каждого учебного заведения должны быть различными в пределах общего, особенного и единичного. Важно оставить региону возможность учесть местную специфику.

Второе направление обычно называют "экономическим подходом" или "рыночным типом образовательной системы". В рамках данного направления образовательная система строится как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Так называемая "свободная школа" характерна для развитых индустриальных стран. Ее "сверхзадача" - адаптировать индивида к условиям наличного социума: его правовым и ценностным установкам, потребностям производства. Однако Россия, не имея двухвекового опыта рыночной экономики, традиционно руководствуется идеей духовного воспитания. Отречение от своих традиций грозит России тенденцией к постоянному отставанию от образовательных систем мира, которые поворачиваются в сторону гуманизации образования.

Третья тенденция становления отечественной школы нового типа - культурологическая. Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира, грядущего постиндустриального общества. Особенность культурологических моделей состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая парадигма образования предлагает видеть школу инструментом и условием освобождения личности от репрессивного давления социума - государства, официальной идеологии производства, потребностей рынка.

Культурологическая ориентация в России сегодня, в основном, реализуется за счет добавления гуманитарных образовательных курсов, утяжеляющих учебные планы. Это основное противоречие данного подхода, который ориентирован на интегративный междисциплинарный смысл.

Четвертая, культуротворческая модель, ориентирована на создание гуманистической направленности образования в процессе становления культурного самосознания. Освоение опыта мировой культуры строится не в логике предмета, а в создании среды развития в соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности. Эта модель снимает противоречия культурологического подхода и обеспечивает базу для последующей профессиональной специализации. Этот путь более надежен, хотя, по мнению исследователей, труден и долог.

Анализ тенденций в сфере образования позволяет сделать вывод о том, что осуществляющийся сегодня в практике экономический подход к подготовке специалистов искажает понятие человеческого фактора в процессе развития. Понимая ограниченность такого подхода, часть исследователей определяют конечную цель развития как совершенствование, прежде всего, самого человека.

Во второй половине двадцатого века импульсом в развитии педагогической мысли стала концепция непрерывного образования. Выражение "непрерывное образование" первоначально трактовалось как непрерывное образование взрослых.

Впервые концепция непрерывного образования представлена на форум ЮНЕСКО в 1965 г. П. Ленграндом, его трактовка ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Непрерывное образование в концепции рассматривается как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.

Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении жизни. Целью непрерывного образования выступает развитие личности. Само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания.

Начальное профессиональное образование направлено на подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Среднее – имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования. Высшее – осуществляет подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Послевузовское – предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и профессиональной квалификации на базе высшего.

Человек имеет возможность на любом этапе обучения вернуться к профессиональной деятельности, а при необходимости, продолжить "образовательную карьеру".

Каждому выделенному уровню профессионального образования можно поставить в соответствие совокупность ступеней (таблица..).

Таблица..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: