7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).
V класс – ИДМ элементарный
VI класс – ИСВ курс
VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс
в иностранную историю
IX, X, XI классы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории
Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.
Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.
1965 год – возвращение к линейной структуре.
14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об изменении порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).
|
|
Предмет | Наличие предмета в программе | ||||||
IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
История отечества | + | + | + | + | + | ||
Зарубежная история | + | + | + | + | + |
1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку
НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V, VI, VII классы – элементарные курсы, VIII, IX, X – системные курсы (отличие от программы 1934 года).
Трудности линейно-ступенчатого курса: 1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается полностью принцип синхронности; 3) VIII, IX, X, классы перегружены.
28 декабря 1994 года – постановление «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».
С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в России вообще, и в самарском образовании в частности). Но ряд школ сохранили линейный принцип.
I этап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.
II этап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс всемирной истории + информация по истории отечества.
III этап - 10, 11 классы. Курсы могут быть по выбору.
На практике – нарушение принципов концентризма.
Недостатки: 1) неопределённость содержания курсов для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки на III концентре и высокий уровень перегрузки на II (в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала на II и III концентрах; 4) на II концентре нарушается синхронность и непрерывность; 5) необходимость перехода на концентры учебниками.
|
|
Предложения: 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение учебниками, состыковка программы учебников для II и III концентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.
Традиционный вариант программы
1 часть – объяснительная записка
2 часть – собственно программа
Объяснительная записка
1. Задачи изучения истории.
2. Структура курса: конкретизация задач каждого этапа исторического образования, принципы группировки материала, рекомендации ведущих методов обучения, обязательная литература для учащихся.
Собственно программа
1. Межпредметные и межкурсовые связи. Определённость в темах и разделах.
2. Опорные понятия и мировоззренческие идеи.
3. Умения и навыки учащихся для каждого года обучения.
4. Оборудование к урокам по истории (карты, атласы).
5. Список литературы для учителя и учащихся (обязательная и дополнительная литература для учащихся и учителя).
Норма оценок – 5-батьная система.