Пути введения слова
Дополнение № 7. Словарная работа
Дополнение № 6. Варианты формулировки темы урока
- Через обозначение исторического объекта, места и времени.
- Через план темы.
- «Сквозная линия» (от Британии к Англии).
- В виде вопроса.
- Эпиграф, цитата (Москва не сразу строилась).
- Через определение нового ракурса в трактовке исторической науки (Уставшая Азия).
- Через проблему.
- Альтернативность в постановке темы.
Требование к формулированию темы: 1) Указание времени и места главного события; 2) формулировка темы должна помочь школьникам осмыслить содержание урока, логику структуры, направленность анализа.
Словарная работа – это нахождение, понимание и употребление новых слов; работа по созданию пассивного словаря учащихся и перевода слов из пассивного словаря в активный при помощи закрепляющих заданий, навыки точного и правильного употребления слов.
· Выявление пробелов.
· Ликвидация пробелов.
· Подбор методов.
Словарная работа: имена собственные, географические наименования, термины (конкретно-исторические понятия), крылатые слова и выражения.
|
|
В словарную работу не входят исторические понятия и категории.
v Раскрытие смыслового содержания.
v Этимология слова.
v Введение определения.
v Определение состава слова.
v Перевод слов иностранного происхождения.
v Описание или введение наглядного образа.
v Перечисление признаков.
v Раскрытие через систему более частных понятий.
На выбор типа урока оказывают влияние возраст учащихся (уровень развития познавательной деятельности) и особенности содержания конкретного учебного занятия.
Тематический блок – система учебных занятий, объединённых общей темой и целевой установкой, внутри которой происходит логическое наращивание знаний и умений учащихся.
Лекция (1) – развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщение, рассуждение опирающиеся на конкретный исторический материал.
Лекция (2) – органическое единство метода обучения и организационной формы, заключенное в последовательном, монологическом изложении учебного материала, носящего, как правило, теоретический характер.
Условия лекционного изложения материала:
1. Низкое материальное обеспечение системы образования.
2. Отсутствие вспомогательной литературы.
3. Низкий уровень учебников.
4. Формирование с начальной школы устойчивой слуховой памяти.
5. Возможно ознакомление учащихся с рассуждением и обобщением.
Лекция используется при: 1) изложение материала со сложным теоретическим характером; 2) знакомстве учащихся с новыми вопросами, понятиями и источниками; 3) необходимости высокого уровня систематизации.
Особенности лекционного изложения: 1) обязательная запись в оптимальном темпе; 2) наглядность + использование доски; 3) контроль за слушателем, пониманием и усвоением.