Проблема развития и формирования асимметрий.
Основные вопросы:
1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка?
2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды?
3. Могут ли меняться асимметрии?
На данные вопросы нет единой точки зрения.
Одна из них такова:
До 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания.
Другие исследования говорят об обратном:
Например, исследования младенцев. Электрическая активность неодинаковая в разных полушариях, т.е. уже у новорожденного два полушария работаю по-разному.
Зарегистрированы и анатомические различия на мозге у погибших детей. Были даже обнаружены различия правого и левого полушария у недоношенного плода.
Мы все-таки будем придерживаться той точки зрения, которая свидетельствует о неравнозначности полушарий.
· Ввиду этого следует заметить, что в детском возрасте развитие правого полушария несколько опережает развитие левого полушария и поэтому у детей преобладает образное мышление. Субстрат левого же полушарие начинает созревать значительно позже (около 9 лет) за счет гетерохронности развития мозга, соответственно позднее развивается и логическое мышление.
· Изучение наследования показателей асимметрии показали, что они действительно могут передаваться по наследству. Причем, изучение распределения показателей асимметрии у моно и – дизиготных близнецов, а также поиски закономерностей распределения этих показателей у родителей и их детей свидетельствуют в пользу существования некоторого сложного механизма наследования ИПФА.
· ИПФА может меняться в процессе социализации.
Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину левшества.
1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть, обусловлено генными механизмами, и более того, левшество может проявляться в морфологических строениях мозга.
2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление, структура обучения и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.
3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.
Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.
С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов.
Пример 1: У левшей нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, которое противоположно ведущей руке. Т.е. раз у левшей ведущая рука левая, то речевой центр соответственно должен находиться в правом полушарии. Современные исследования показали, что у левшей нет такой прямой зависимости. Речь у них нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария.
Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, а правого полушария в 20% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней и имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.
Пример 2: У левшей наблюдается неспецифический характер расстройства различных психических функций. То есть, нет такого четкого соотнесения симптомов с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.
В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшества выглядит следующим образом:
до 1 года 52% правши, 47% левши.
до 2 лет - 70% правшей 25% левшей
к 7 годам 85% правши 12% левшей
То есть динамика меняется.
Проблема правостороннего мира.
Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).
В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей? Нет ненужно, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.
ВОПРОСЫ:
1. Что подразумевает под собой ФАМ? Виды ФАМ. Профиль ассиметрии.
2. Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций. Характер взаимодействия между полушариями.
3. Проблема развития и формирования асимметрий.
4. Проблема левшества.
ЛЕКЦИЯ 4 Нарушения зрительного восприятия.
Процесс переработки информации в нервной системе начинается с воздействия на рецепторы, в ходе которого формируются ОЩУЩЕНИЯ.
Ощущения рассматриваются как отражения свойств внешнего мира, а с психологической точки зрения рассматриваются как некие психические образования, посредством которых осуществляется связь сознания с внешним миром.
Существуют различные классификации ощущений, наиболее распространенные – по модальности (зрение, слух, равновесие, осязание, вкус, обоняние). Т. е. ощущения соотносятся с теми органами чувств, через которые они поступают.
ОЩУЩЕНИЯ – это исходная предпосылка для формирования ВОСПРИЯТИЯ.
ВОСПРИЯТИЕ рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее в результате интеграции воздействий на различные рецепторные поверхности, т.е. ИНТЕГРАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ.