Причины выхода из строя:
- при длительной работе быстроходных валов: усталостное выкрашивание тел качения и колец; переменные кратковременные перегрузки;
- при кратковременных перегрузках быстроходных валов;
- при крайне малой частоте вращения валов ;
- при качательном вращении: пластическая деформация тел качения и колец;
- износ и разрушение сепаратора.
Т.о. основным критерием работоспособности подшипников качения является прочность (усталостная и статическая) по контактным напряжениям.
Расчет ПК на контактную и усталостную прочность ведется по динамической грузоподъемности , а на статическую контактную прочность - .
3. Расчет ПК по динамической грузоподъемности (проводится для быстроходных валов).
Динамическая грузоподъемность - это радиальная нагрузка, при которой ПК работает без усталостного выкрашивания в течение 1млн.об.
Для каждого подшипника приведено в справочнике. Расчет сводится к определению долговечности ПК, выражают либо в [млн/об], либо в .
, где n- частота вращения,
|
|
, где
С- динамическая грузоподъемность;
р- эквивалентная нагрузка на ПК;
q- показатель степени [ зависит от типа подшипника (3-для шарикового, 10/3 – для роликового)].
Т.о. условие работоспособности ПК по динамической грузоподъемности записывается в виде:
(1), где
- заданный срок службы подшипника в часах.
Проектный расчет подшипника проводится по формуле (1), при их равенстве и выразив С, получим