Вопросы для контроля. Рис. 3.2. Сферы применения сдельных и повременных тарифов

Рис. 3.2. Сферы применения сдельных и повременных тарифов

Повременный тариф применяют, когда сложно определить объемы перевозки грузов, в условиях нестабильности грузопотоков, при перевозке мелких партий грузов, т.е. когда подвижной состав плохо используется по пробегу, грузоподъемности, имеет большие сверхнормативные простои под погрузкой-разгрузкой. Это обычно характерно для перевозок грузов торговли в городском и пригородном сообщении.

Как видно из рис. 3.2, повременный тариф может быть одноставочный – за автомобиле-час работы и двухставочный – за автомобиле-час работы и километр пробега.

Одноставочный повременный тариф целесообразно применять, когда автомобиль за смену имеет небольшой пробег – до 70 – 80 км. Если же одновременно с неполным использованием в течение смены автомобиль за смену делает большой пробег, то следует применять двухставочный повременный тариф.

Тарифы устанавливают для каждой конкретной марки подвижного состава с учетом экономически обоснованных затрат на перевозки и планируемого уровня рентабельности.

Пассажирские тарифы за проезд в автобусах дифференцированы:

- по видам сообщений (внутригородские, междугородные);

- по видам удобств (в автобусах общего пользования, с мягкими сидениями);

- с учетом природно-климатических условий.

Для оплаты проезда пассажиров в городских автобусах предусмотрена плата за одну ездку независимо от расстояния перевозки.

Цены, тарифы, тарифная политика – важнейшие составляющие деятельности АТП в условиях рынка. Цена стала господствующим орудием в борьбе за благосклонность потребителей, а политика цен часто рассматривается как решающий инструмент деятельности предприятия на рынке. Гибкая тарифная политика – это нормальная реакция на деятельность в условиях рынка, существенный элемент в борьбе за выживание.

Одним из важнейших обстоятельств, вызывающих повышение тарифов, является тенденция роста или ожидание инфляции и быстрый рост стоимости топливно-энергетических ресурсов, которые также ведут к стремительному росту издержек АТП.

Этот рост издержек ведет к снижению уровня рентабельности и вынуждает АТП регулярно повышать тарифы. Повышение стоимости топливно-энергетических ресурсов требует от АТП скорейшего пересмотра тарифов в ближайшее время, иначе можно проработать себе в убыток.

Другим важным обстоятельством, которое можно было бы использовать как основание для повышения тарифов, является наличие постоянного чрезмерного спроса, который АТП не успевает осваивать, либо имеет место резкое повышение спроса.

Рост тарифов в последние годы является общепринятым, повсеместным, и это делает ценовую конкуренцию еще более динамичной, требующей проработанной ответной реакции.

Снижению тарифов АТП могут способствовать следующие обстоятельства:

1) низкий спрос на транспортно-экспедиционные услуги – подвижной состав недогружен и простаивает невостребованным в исправном состоянии в АТП;

2) снижение обслуживаемой АТП доли рынка автотранспортных услуг под воздействием ценовой конкуренции – конкурирующие АТП уже работают по более низким тарифам и заказчики-клиенты уходят в конкурирующие фирмы, и АТП это никак не устраивает;

3) АТП с помощью низких цен пытается добиться лидирующего положения на рынке автотранспортных услуг; для этого автотранспортное предприятие может использовать преимущество более низких издержек либо пойти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка и вытеснить конкурентов.

Так как на рынок и сбыт транспортных услуг влияет множество постоянно меняющихся факторов (политическая, экономическая, фондовая, конъюнктурная и другая нестабильность), перед АТП возникает необходимость постоянной работы с ценами и управления ими. Управление ценами осуществляется с помощью:

- регулярного учета меняющейся обстановки и внесения изменений в действующие тарифы и прейскуранты;

- соответствующих оговорок в договорах перевозки и контрактах;

- применения различных компенсаций.

Прейскуранты в АТП разрабатываются как сборник тарифов на услуги, предлагаемый клиентам и систематизированный по видам перевозок, маркам или грузоподъемности подвижного состава, типу тарифов и другим факторам.

Обычно АТП находится под давлением необходимости снижения тарифов и поэтому должно постоянно работать над сокращением затрат по оказанию услуг для поддержания необходимого уровня рентабельности. В настоящее время немало АТП, которые, чтобы не отпугнуть заказчиков, работают с тарифами с уровнем рентабельности 10-15 %.

Однако многим предприятиям приходится повышать тарифы в связи с инфляцией и другими рыночными факторами. В договорах перевозки (в особых условиях) и контрактах используются специальные оговорки о росте цен: АТП оставляет за собой право оперативно менять тарифы при росте стоимости топливно-энергетических ресурсов и других существенных изменениях условий рыночной деятельности.

Для привлечения и удержания клиентуры и как контрмера против аналогичных действий конкурентов и снижения ими тарифов в управлении ценами широкое распространение получает система скидок с разработанных тарифов.

В основном применяется три вида скидок:

- постоянным клиентам;

- за оплату услуг наличными;

- за большой объем услуг.

Таким образом, важной задачей любого предприятия является не продажа единицы услуги по высокой цене, а их реализация в широком диапазоне предлагаемой номенклатуры и интересующем предприятие объеме по цене, доступной для клиента и обеспечивающей эффективную работу предприятия.

1. Как называются цены на продукцию транспорта?

2. Дайте характеристику тарифов грузового автомобильного транспорта и укажите сферу их применения.

3. Как дифференцированы тарифы пассажирского автомобильного транспорта?

4. Какие методы ценообразования применяются для обоснования уровня тарифов автотранспортных предприятий?

5. Как влияет ценовая конкуренция на уровень договорных тарифов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: