Лекция 2. Тема 2 инновационные продукты и их классификация

Тема 2 Инновационные продукты и их классификация

Выделяют следующие группы инновационных продуктов:

1) Технологическая группа, включающая новые технологии и их приложения – продукты и услуги;

2) Производственная группа – в зависимости от организационной формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения персонала возникают разные производственные инновации, включая аутсорсинг и аутстаффинг;

3) Маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;

4) Организационно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;

5) Коммерческие – новые рынки, новые бизнесы, новые маркетинговые, логистические и торговые технологии.

Инновационные продукты классифицируют по-разному. Приведем некоторые классификации.

1. Классификация Шумпетера. По данной классификации инновации определены как коммерциализация всех новых комбинаций, основанных:

§ на применении новых материалов и компонентов;

§ применении новых процессов;

§ открытии новых рынков;

§ применении новых организационных форм;

§ открытии новых источников сырья.

2. Классификация инноваций на продукты «вталкиваемые» и «втягиваемые». Нововведения, идущие из лаборатории или от рынка. Ж. Ламбен читает, что уровень риска, связанного с технологической инновацией, зависит также от источника идеи нового товара. Можно разделить на товары «втягиваемые спросом», т.е. вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями, и на «вталкиваемые лабораторией», т.е. основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии.

Европейские и американские исследования многих секторов промышленности показывают, что:

– примерно 60-80% удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20-40%, исходящих из лаборатории (НИИ, КБ);

– нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны.

Другими словами, стратегия инновации, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим переходом в лабораторию, более эффективна, чем стратегия с обратной траекторией.

3. Классификация фирмы «Артур Д. Литтл». Исследовательская фирма «Артур Д. Литтл», оценивая стратегическую роль новых технологий, выделила три вида инноваций: ключевые, базовые, возникающие. Затем появилась необходимость выделить закрывающие технологии.

Таким образом, классификация насчитывает теперь 4 вида технологических инноваций:

§ ключевые технологии, освоенные фирмой прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие фирме конкурентоспособность и лидирующее положение на текущий момент. Такие технологии как раз и можно назвать «радикальными инновационными продуктами» или «хайтек-продуктами»;

§ базовые технологии – хорошо отработанные и широко известные современные технологи, обеспечивающие фирме приемлемое качество продукции;

§ возникающие технологии – находящиеся еще на стадии экспериментов, но в перспективе способные обеспечить хорошие позиции в изменении конкурентной базы;

§ закрывающие технологии – некоторые технологии в результате своего появления из-за радикальной новизны или за счет сверхвысокого качества просто «закрывают» некоторые отрасли и их рабочие места.. так, появление персонального компьютера «закрыло» профессию машинисток на печатных машинках. Появление автомобиля «закрыло» гужевой транспорт. Появление транзисторных приемников «закрыло» отрасль ламповых радиоприемников.

4. Классификация Шоффрэ и Доре. Шоффрэ и Доре предложили классификацию товаров, основанную на глубине изменений физических или воспринимаемых отдельных характеристик товара:

§ оригинальные товары, в которых преобладают существенные признаки новизны по конструкции, новым элементам, принципу действия, характеристикам, которые можно отнести к радикальным инновационным продуктам. Сюда можно отнести также товары, полученные при помощи такого творческого подхода, как «латеральный маркетинг» (обходной, нестанлартный);

§ обновленные товары, в которых при сохранении базовых характеристик изменяются некоторые физические параметры. Такие товары – это результат вертикальных маркетинговых технологий;

§ товары с новым позиционированием. Изменены только воспринимаемые характеристики, что также может быть результатом вертикальной маркетинговой технологии.

5. Классификация Мура – «прерывающие» и «непрерывающие» технологии. Д.Мур рассмотрел отношения потребителей при каждой встрече с продуктом с позиций того, как этот продукт изменяет привычную для него технологию, состав и последовательность действий, привычные производственные условия – прерывает или не прерывает их.

Продукты, которые требуют изменений условий и поведения, называются инновациями, прерывающими привычный порядок вещей, или «прерывающими» инновациями и «прерывающими» технологиями. Соответственно, если порядок вещей не изменяется, то это непрерывающие инновации и технологии, которые относятся к обычной модернизации продуктов, не требующей изменений при применении.

Например, когда компания «Делл» обещает большее быстродействие и емкость жесткого диска, это никак не меняет привычного уклада вещей. Это обновление продукции – улучшающие инновации. Но если новый компьютер «Делл» будет поставляться с предусмотренной операционной системой «Ве», он будет несовместим с вашим программным обеспечением и вам придется искать ему замену. Такая инновация является радикальной – она прерывает порядок.

Д. Мур построил свою технологию маркетинга инновационных продуктов высоких технологий – маркетинг хайтек-продуктов. Он считает, что хайтек-продукт – это не только высокая технология, которая сама по себе является первым рыночным инновационным продуктом и началом рынка инноваций, но и также это ее приложения в виде радикальных инновационных продуктов и соответствующих услуг, которые составляют основу рынка инноваций. В общем виде – это радикальный инновационный продукт, требующий радикального инновационного менеджмента (хайтек-менеджмента) и радикального инновационного маркетинга (хайтек-маркетинга).

Например, это персональные компьютеры, мобильные телефоны, литейные минизаводы.

Хайтек-продукты обладают рядом особенностей:

§ имеют короткие жизненные циклы;

§ привносят в организацию новые знания, повышают требования к профессиональным знаниям, требуют от потребителей новых знаний;

§ связаны с творческим подходом к применению;

§ обладают размытой конкурентной средой, когда границы рынка трудно установить;

§ им сопутствуют проблемы внедрения, адаптации, изменения условий;

§ характеризуются сложным ценообразованием.

6. Классификация Кристенсена – «подрывные» и «поддерживающие» технологии. Нововведения классифицируются по множеству признаков. Однако, хотя традиционные классификации инноваций некоторым образом структурируют множество новшеств, они довольно слабо отражают циклическое развитие инновационного бизнеса и не отвечают на многие вопросы. Когда возникает новый инновационный бизнес, за счет каких инноваций? Как он развивается? Когда он уступает новому поколению? Когда меняется прежняя базовая технология и наступает новая технологическая эра? Как происходит эволюция технологий, продуктов и инновационного бизнеса в целом?

Кристенсен сопоставлял существующую и утвердившуюся в отрасли и отраслевых рынках технологию (базовую технологию) с технологиями, которые всячески подкрепляли ее. Такие технологии он назвал «поддерживающими». Отсюда и «поддерживающие» продукты, и «поддерживающие» инновации, и «поддерживающие» стратегии. У «поддерживающих» инноваций свой развитый рынок. В противовес «поддерживающим» технологиям Кристенсен выделил «подрывные» технологии. Назначение «подрывных» инноваций – сменять утвердившиеся базовые инновации и обеспечивать новый цикл технологического развития отрасли и рынка, новый цикл развития инновационного бизнеса. Таким образом, основным источником развития выступает «подрывная» инновация. Естественно, «подрывные» технологии – это радикальные инновационные продукты, продукты высокой технологии, или хайтек-продукты.

Классификация инноваций по предмету осуществления (продуктовые и процессные инновации)

С точки зрения технологических параметров по предмету осуществления инновации подразделяются на продуктовые (инновация-продукт) – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функции (принципиально новые продукты) и процессные (инновация-процесс) – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

Инновация-продукт — это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия Эти продукты могут иметь или не иметь форму товара. Данный тип инноваций может потребовать значительных или небольших инвестиций. Если продукт столь радикально нов и базисно формирует целую новую отрасль экономики и новый рынок, то необходимы значительные инвестиции, так как его разработка предполагает проведение большого объема НИОКР и разработку новых технологий. В этом случае инновация-продукт вызывает необходимость осуществления технологических инноваций.

Только после и в процессе технологической модернизации производств продуктовые инновации становятся определяющими по отношению к другим по той причине, что многие организационно-управленческие, социально-экономические нововведения обусловлены появлением новых видов технологии, продукции и условиями их потребления. Более того, само практическое осуществление таких инноваций в основном зависит от уровня технологических и продуктовых инноваций и темпов их распространения. Например, внедрение АСУ (организационно-управленческое новшество) или очистка водоемов (экологическое новшество) определяется уровнем развития технических средств и технологий – информационной технологии и вычислительной техники, технологий очистки и очистных сооружений и т.д. (процессных и продуктовых инноваций).

Инновация-процесс – это техническое, технологическое, производственное и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового бизнес-процесса, сни­жающее стоимость, повышающее эффективность и качество нового или существующего продукта. Данные инновации могут быть менее или более рискованны, более или менее капиталоемкими, чем продуктовые. Если они образуют принципиально новую технологию и снижают стоимость произ­водства нового продукта и, более того, предполагают новые продуктовые инновации, то они как ключевые базисные и радикальные инновации становятся более рискованными и капиталоемкими, чем продуктовые. Если же они основаны на небольшом усовершенствовании существующей техно­логии и снижении стоимости существующего продукта, то они менее рискованные и капиталоемкие, чем продуктовые инновации.

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно свя­заны и могут переходить друг в друга. Так, для производства радикально нового продукта может потребоваться разработка повой технологии, или, наоборот, для новой пионерной техно­логии производства потребуется разработка сразу нескольких новых продуктов. Более того, новейшая технология может превратиться в отдельный сложный новый продукт-товар, если осуществляется продажа сторонней организации этой новой технологии с передачей всех инжиниринговых знаний и опыта в порядке консультации, внедрения, установки и за­пуска «под ключ».

Новый продукт при своем практическом использовании может стать отдельным элементом новой технологии, когда он подталкивает к разработке ключевого оборудования в производ­ственном процессе. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Западногерманский экономист А. Кляйнкнехт совместно с американским экономистом Р. Кумбсом предлагает следующую классификацию нововведений, которая позволяет более четко разграничить инновации продукты и инновации-процессы:

• «чистые» нововведения-продукты, предназначенные для конечного потребления;

• новые медицинские процедуры, аппараты и лекарства;

• новые инвестиционные товары, предназначенные прежде всего для производства потребительских товаров и услуг;

• новые технические устройства и новые материалы, использование которых возможно в производстве как инвестиционных, так и потребительских товаров;

• научные инструменты, которые предназначены для лабораторных исследований, но в дальнейшем могут быть использованы и в промышленных целях;

• «чистые» нововведения-процессы, которые направлены только на экономию факторов производства.

Кроме того, А. Кляйнкнехт уточняет тезис о формировании кластеров нововведений на стадии депрессии. По его мнению, кластеры нововведений-продуктов действительно образуются на фазе депрессии, а вот кластеры нововведений-процессов — на повышательной стадии длинной волны.

Классификация инноваций по степени радикальности новизны (базисные, улучшающие и псевдоинновации)

Базисными называются инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям техники, продуктов, процессам, основанным на новых научных принципах. В качестве примера базисных инноваций можно привести телегу, автомобиль, телефон, сотовый телефон, паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т.п. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация наиболее рискованная и приводит к появлению новых технологических укладов и отраслей. При этом большинство базисных инноваций является одновременно системными, формирующими новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета – кластера улучшающих (модифицирующих) инноваций.

Улучшающие (модифицирующие) инновации – это малые, но важные или существенные улучшения продуктов и процессов. Обычно эти инновации реализуют мелкие изобретения и преобладают в фазах распространения и стабильного развития жизненного цикла товаров и отраслей. По существу, это при­растающие инновации, которыми продолжают технические улучшения и распространение базисных радикальных инно­ваций в конкретной области их приложения. Например, в результате модификаций катушечный магнитофон превратился в кассетный; тысячи инноваций по улучшению транзистора привели к созданию интегральных схем и т.д. Улучшающие (модифицирующие) инновации призваны улучшать характери­стики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик, создающие эффект видимости новизны. Но­визна таких модификаций вызывает большие сомнения и при качественной экспертизе, как правило, не подтверждается. Эти модификации направлены на столь мелкое и частичное улучшение устаревших поколений продуктов, техники и техно­логий, что в скрытых формах тормозят социально-экономичес­кий прогресс, не дают заметного эффекта для общества, более того, чаще приносят отрицательный эффект.

Следует отличать инновации от псевдоинноваций, т.е. от несущественных видоизменений в продуктах и технологичес­ких процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); от незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструк­тивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не вы­пускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения сиюминутного спроса и доходов предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: