Методы социологических исследований

ЛЕКЦИЯ №7.

1. Цель социологического исследования – получение достоверной информации об изучаемом явлении или процессе. Как правило, исследование проводиться с целью опровержения или подтверждения конкретных теоретических положений или гипотез, а также ответа на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

2. Этапы исследования:

ü выдвижение гипотезы;

ü составление программы исследования и рабочего плана;

ü сбор эмпирического материала;

ü обработка данных и их анализ;

ü составление отчета.

Основным методом познания социальной реальности является гипотетико-дедуктивный метод, который предполагает сначала выдвижение гипотезы, а затем ее опытную проверку. Гипотеза – это стержень научной теории, в которой выражена причинно-следственная, или функциональная связь явлений. К построению гипотез предъявляются следующие требования:

- научная обоснованность;

- соответствие специальной или общесоциологической теории;

- возможность эмпирической проверки;

- адекватность исследуемой проблеме;

- логичная и четкая формулировка.

Программа исследования – это теоретическая основа процедур, осуществляемых на этапах сбора, обработки и анализа информации. В программе должна быть отражена суть изучаемой проблемы, обозначен объект исследования, цели и задачи, а также обоснованы выбранные методы. Сбор эмпирического материала, обработка данных и их анализ осуществляется специально разработанными способами. Окончательное оформление результатов проведенного исследования происходит на этапе написания итогового отчета, который содержит, как правило, информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации. Эти рекомендации могут иметь существенное значение для прогнозирования последствий применения полученных результатов в социальной практике.

3. Методы сбора эмпирической информации. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основных разновидности:

ü опрос (анкетирование и интервьюирование);

ü анализ документов (качественный и количественный);

ü наблюдение (включенное и невключенное);

ü эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер. Поэтому опрос начинается с установления контингента опрашиваемых. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция называется выборкой. Специфика отбора определяется понятиями: генеральная совокупность и выборочная совокупность.

ü Генеральная совокупность обозначает все население или ту его часть, которая выбрана в качестве объекта исследования.

ü Выборочной совокупностью называют всех опрошенных респондентов – типичных представителей генеральной совокупности. Главный принцип выборки – чем выше однородность изучаемого объекта – тем меньше выборочная совокупность.

ü Способность выборки правильно отражать характеристики той совокупности, из которой она извлечена называется репрезентативностью.

4. Анкетный опрос – это способ сбора первичной информации в ходе общения социолога и респондента путем регистрации ответов респондента на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Анкета представляет собой опросный лист с упорядоченным списком вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Вопросы в анкете должны быть сформулированы максимально точно и корректно. Ответ на последующие вопросы не должен вытекать из предыдущих. Вопросы, предлагаемые респондентам могут быть открытыми и закрытыми. В открытых вопросах социолог просит респондента самостоятельно сформулировать свое мнение. Закрытый вопрос предполагает несколько возможных альтернатив.

ü Открытый вопрос: Каков доход на одного человека в вашей семье ?___

ü Закрытый вопрос: Каков доход на одного человека в вашей семье?

а) до 100 рублей; б) от 101 до 500 рублей; в) от 501 до 1000 рублей; г) свыше 1000 рублей.

5. Интервью – это целенаправленная беседа между исследователем и респондентом с целью получения необходимой информации. В процессе интервью социолог может пояснять формулировку задаваемых вопросов, уточнять точку зрения респондента, запрашивать дополнительную информацию. Существуют два основных вида интервью: свободное и стандартизованное. При проведении свободного интервью отсутствует заранее подготовленный план, тема обозначена в общем виде. Направление беседы складывается в ходе опроса, интервьюер задает вопросы в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответы в свободной форме. При проведении стандартизованного интервью вопросы разрабатываются заранее, интервьюер не может менять форму вопросов и их последовательность. Используется при массовых опросах, преобладают закрытые вопросы.

6. Наблюдение – метод, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и предполагающий фиксирование результатов на месте в момент сбора информации. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают включенное и невключенное наблюдение. При невключеном наблюдении социолог изучает со стороны интересующий процесс (подростковую группировку, бастующий коллектив и др.), регистрируя в специально разработанной форме все типы действий, реакции и формы общения. В случае, если социолог внедряется в исследуемую группу (анонимно, или неанонимно) и становиться реальным участником процесса (присоединяется к забастовщикам, устраивается работать на предприятие), то он проводит включенное наблюдение.

7. Социологический эксперимент это метод, в ходе которого получение информации происходит в контролируемых и управляемых условиях. Обычно социологический эксперимент применяется для изучения реакции социальной группы на планируемые изменения. При проведении эксперимента создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли или нет ожидаемые изменения.

Пример. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих. В частности, предстоит выяснить, – как повлияет введение новой системы оплаты труда на производительность. На время проведения исследования в экспериментальной группе вводиться новая система оплаты труда, а в контрольной группе трудятся по старому. Эталоном сравнения служит контрольная группа. Новая система оплаты может не повлиять на производительность. Если она выросла, то только сравнение с контрольной группой может объяснить, чем это вызвано – действием новой формы оплаты или другими факторами.

8. Анализ и интерпретация эмпирической информации. Сбор эмпирических данных завершается созданием одного или нескольких массивов первичных документов. Для извлечения содержательной информации из этих документов необходимо представить их в обобщенной форме. Эта процедура называется обработкой эмпирической информации. Она выполняется при помощи компьютерной техники и предполагает последовательное прохождение следующих этапов:

ü Содержательный контроль полноты и правильности первичных документов. Цель этой операции – обеспечить содержательную чистоту эмпирической базы исследования, не допустить включения в нее некачественных документов (например в анкете нет ответа на большинство вопросов, или подчеркнуты взаимоисключающие значения). На этой стадии также выполняется операция «закрытия открытых вопросов», то есть содержательные ответы респондентов переводятся в соответствующую номинальную шкалу значений.

ü Сквозная нумерация всех документов, прошедших содержательный контроль и включенных в обработку. Эта операция необходима для установления общего объема эмпирического массива, а также для исключения ошибки при набивке электронного макета.

ü Подготовка электронного макета для введения эмпирических данных в память компьютера и перевода ее из физической формы в электронную.

ü Перенос (набивка) всех полевых документов в память компьютера. Эта операция осуществляется социологом, либо оператором путем визуального просмотра документов и переноса данных в электронный макет.

ü Получение линейных распределений частот значений всех переменных, включенных в полевой документ и составление таблиц сопряженности.

ü Разработка форм графического отображения результатов счета. Поскольку большинство переменных в социологии измеряются в номинальных шкалах, то оптимальными формами их графического отображения являются гистограммы и круговые диаграммы.

ü Анализ выходных форм выполняется опытными профессиональными аналитиками. Этот процесс начинается с анализа линейных распределений частот. Результаты этого анализа позволяют представить общую картину ситуации, сформулировать стратегические ориентиры при принятии решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: