Лекция №3. Классическая социология

Классическая социология.

Мыслителями, впервые обосновавшими необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, были француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер. Их общей идеей была опора на наблюдаемые, фиксируемые, повторяющиеся явления и тенденции, системность и непротиворечивость социального знания и возможность составления на этой основе строгих прогнозов развития изученных тенденций.

Исидор Огюст Конт (1798 – 1857) родоначальник позитивизма и классической социологии. Основные работы:

ü «Курс лекций по социологии» (1826);

ü «Курс позитивной философии» (1839 – 1843);

ü «Рассуждения о совокупности позитивизма» (1848);

ü «Система позитивной политики» (1851 – 1854);

ü «Позитивистский катехизис» (1852);

ü «Обращение к консерваторам» (1855);

ü «Субъективный синтез» (1856).

В 1817 – 1822 гг. О. Конт был секретарем Сен-Симона, затем экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. С 1848 года Конт читал лекции для рабочих и для этого создал «Позитивистское общество», целью которого было воспитание трудящихся в духе позитивистского мировоззрения. О. Конт осуждал революционные акции пролетариата в Париже и обратился к интеллектуальной элите с призывом создать партию порядка и прогресса, но не получил поддержки. Умер в 1857 г.

Учение Конта состояло из двух частей: социальной статики, описывающей законы существования и функционирования социальной системы и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. В этой связи Конт выделял несколько этапов прогресса:

ü материальный (улучшение внешних условий жизни);

ü физический (улучшение человеческой природы);

ü интеллектуальный (согласно закону трех стадий, интеллектуальное развитие человечества проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную);

ü моральный (развитие коллективизма, нравственности и моральных чувств)

Познание социальной реальности, в концепции Конта, реализуется следующими методами:

ü наблюдение;

ü прямой эксперимент (наблюдение явления, находящегося под влиянием специально созданных исследовательских условий);

ü опосредованный эксперимент (изучение патологических девиаций общества, возникающих в результате беспорядков, главным образом революционного характера);

ü сравнительный метод (дает возможность сопоставлять разные типы обществ, разные социальные классы);

ü метод исторических сравнений.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) - французский ученый, представитель классической социологии много сделал для институализации социологии как академической научной дисциплины. Он был основателем (с 1896 г.) первого национального социологического журнала во Франции «Социологический ежегодник», создал первую во Франции кафедру социологии. Основные работы:

ü «Социология. Ее предмет, метод, назначение»;

ü «О разделении общественного труда»

ü «Самоубийство;

Центральная проблема у Дюркгейма – проблема социальной солидарности. Социальная солидарность выступает продуктом длительного исторического развития, в ее основе лежит разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям. Благодаря выполнению различных трудовых функций (ролей) и обмену продуктами труда устанавливается гармоничная система общественных отношений. Э. Дюркгейм выделяет два типа солидарности: механическую и органическую.

ü Механическая солидарность присуща неразвитым архаическим обществам, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. На этом этапе разделение труда носит неосознанный характер, индивиды участвуют в нем под давлением коллективных форм сознания.

ü Органическая солидарность характерна для развитых обществ. Разделение труда становиться более сложным, а вовлеченность в него людей все более осознанной и начинающей отвечать их склонностям. Возрастает функциональная зависимость между родами деятельности и институтами культуры

Дюркгейм приводит замечание одного антрополога: «Кто видел одного туземца Америки, видел их всех». Наоборот, у цивилизованных народов два индивида различаются с первого взгляда, личность и коллектив взаимодополняют друг друга.

Э Дюркгейм ввел в научный оборот понятие аномии.

Аномия – это негативное отношение к нормам и ценностям существующей системы, и проявляется она:

ü в состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что ведет к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства;

ü в отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценке своего поведения, что ведет к потере групповой солидарности;

ü в разрыве между социальными целями и общественно одобряемыми средствами их достижения, что толкает людей на незаконные пути их достижения.

Важное место в творчестве Э. Дюркгейма занимает проблема самоубийств. В специально посвященной этому работе, он доказывает, что самоубийство зависит главным образом от внешних причин, а не от внутренних особенностей индивида. Дюркгейм поставил задачу – выяснить роль социальных и несоциальных факторов в этом процессе, а также характер и механизм воздействия социальных причин. К несоциальным факторам он относил психологические особенности, расовые и наследственные черты, физическое окружение, и др. Опираясь на официальную статистику, он пришел к интересным выводам: уровень самоубийств выше летом, чем зимой, мужчины кончают с собой чаще женщин, старики чаще молодых, солдаты чаще гражданских, протестанты чаще католиков, одинокие и вдовы чаще женатых, степень самоубийств выше в городах, нежели в сельской местности.

Карл Маркс (1818 – 1883) предложил иной подход к пониманию общества. Он является создателем теории социального конфликта. Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличие от них считал, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание не исчезнут в рамках существующего капиталистического строя. Ключевое понятие марксовой теории - антагонизм, как непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит до критической черты. По мнению Маркса, антагонизм нельзя разрешить реформированием существующего строя, его можно уничтожить революционным путем, заменив классовое общество на бесклассовое.

Макс Вебер (1864 – 1920) социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Основные работы:

ü «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 – 1905);

ü «О категориях понимающей социологии» (1913);

ü «История хозяйства» (1923);

ü «Город» (1923).

Ключевые понятия в системе Вебера – идеальный тип и социальное действие.

ü Социальное действие – это простейшая единица социальной деятельности. Действие индивида сознательно ориентировано на поведение других людей. Мотивы других людей раскрываются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково.

ü Идеальный тип – это условное понятие для обозначения целой совокупности явлений, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты. Примеры идеальных типов социальных явлений: социальные действия, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и др.

Классикой мировой социологии стали работы Вебера, посвященные социальным механизмам власти. Широко известна его теория типов легитимного господства. Анализируя типологию мотивов подчинения, он выделяет три соответствующих типа господства: легальный, традиционный и харизматический.

Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. В своей основной работе «Протестантская этика и дух капитализма» он анализирует изменение религиозной этики в связи с переходом к протестантизму и ее влияние на формирование современного капитализма. Вебер доказывает, что современный капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких характеристик личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Веберовская концепция происхождения и сущности капитализма существенно отличается от теории, предложенной Марксом. Уделяя значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта, Вебер подчеркивал многомерность классовых различий и положений. Отношения к власти, различия в статусе и престиже отдельных групп, разделение людей по религиозным и идеологическим признакам Вебер считал столь же важными, как и различия, вытекающие из отношений собственности.

Литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., Гардарика. – 1999.

2. Юридическая социология. Учебник для вузов. /Отв. Ред. Глазырин.– М., НОРМА.- 2000.

3. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М., 2004.,

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., Логос. – 1999.

5. Аристотель. Политика. – Соц. В 4-х т. – Т.4., М.,1983.

6. Платон. Диалоги М.,ФОЛИО. – 2003., С. 35 – 288.

7. Вебер. М. Протестантская этика и дух капитализма – М.- 1991.

8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

10. Маркс К. Капитал. – Т.1. – М., 1983.

ЛЕКЦИЯ №2.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ ХХ В.

1. Особенности и основные этапы американской социологии. Начиная с 20-х годов ХХ века США удерживают позиции лидера мировой социологии. Тому способствовали определенные предпосылки:

ü Стремительная институционализация социологической науки.

ü Довольно большой объем конкретных эмпирических социологических исследований.

Эти факторы, в свою очередь, были обусловлены рядом причин: становление и развитие молодого американского государства, проблема обустройства границ и их закрытия, процессы урбанизации и индустриализации, крупномасштабная иммиграция, все более развивающаяся сфера образования. Несомненно, большую роль в этом сыграли две мировые войны. Также на развитие американской социологии оказала влияние западноевропейская социологическая мысль, поскольку многие основатели американской социологии получили образование а Европе, - это прежде всего Р.Э. Парк, У. Томас,

Дж. Г. Мид, а Ф. Знанецкий и П. Сорокин иммигрировали из Европы в США. Историю американской социологии ученые условно делят на четыре этапа.

ü Институционализация (с 90-х годов ХIХ века до нач. 20-х годов ХХ века). Этот период связан с формированием социологии как академической науки и формированием ее теоретических основ. В1892 г. в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, где работали почти все крупнейшие американские социологи, а в 1906 году было организовано Американское социологическое общество.

ü Эмпирический этап (с нач. 20-х годов ХХ века до середины ХХ века). Этот период связан с развитием прикладной социологии: открывается множество исследовательских центров, факультетов при университетах, заметно растет число эмпирических исследований.

ü Развитие структурного функционализма (до начала 60-х годов). Опираясь на методологическую и эмпирическую базу А.Р. Раклиффа-Брауна и Б.К. Малиновского получает распространение сруктурно-функциональный анализ. Наиболее видными американскими теоретиками структурного функционализма были Т. Парсонс и

Р.К. Мертон.

ü «Критический» этап (с нач. 60-х годов по наст. время) связан с осознанием кризиса теоретических, эмпирических и методологических предпосылок, составляющих основу американской социологии.

Американская социология, в сравнении с западноевропейской, имеет свои отличительные черты.

Во-первых, в США социология сразу стала складываться как университетская дисциплина. Уже к 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а 80-х годах в США ежегодно защищалось около 600 докторских диссертаций по социологии.

Во-вторых, с момента становления американская социология формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 году в стране было проведено более 3000 эмпирических исследований. В настоящее время, количество исследований достигает около 6000 в год.

Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента, социология США превратилась в точную науку.

2. Теоретические и эмпирические концепции.

Крупнейшим представителем теоретической социологии, а именно структурного функционализма был Толкотт Парсонс (1902 – 1979). В его фундаментальных работах: «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951) раскрывается понятие общей модели действия, которую он называет «единичным актом». Она включает в себя, прежде всего, действующее лицо (человека с его стремлением действовать), а также ситуационное окружение, по отношению к которым направлено действие, от которых оно зависит. При этом Парсонс делит факторы ситуационного окружения на следующие группы:

ü физические факторы – совокупность биологических характеристик человека;

ü культурные факторы – культурные традиции, идеи, верования, ценностные ориентации, образцы и т. п.;

ü факторы, составляющие социальную систему, т.е. другие индивиды и социальные группы, окружающие человека.

Большое место в теоретической концепции Т. Парсонса занимают проблемы общества, на анализе которых мы остановимся позже.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Кинг Мертон (р. 1910 - 2002). В центре его проблематики является социальная структура и ее влияние на социальные действия. Он выделяет два типа деятельности, определяющих нормальную работу социальной системы:

ü явная деятельность, которая предполагает, что ее последствия ожидаются и принимаются участниками;

ü латентная деятельность, когда ее последствия не предполагались и не являются желательными.

В работе «Социальная структура и аномия» он анализирует источник аномического поведения и считает, что главным источником является расхождение между социально предписываемыми целями и приемлемыми средствами их достижения.

Большой вклад в развитие американской социологии внес Роберт Эзра Парк (1864 – 1944). В популярной работе «Город» (1925) он проанализировал различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, а также рассмотрел биологические и экономические факторы человеческой деятельности. Он ввел в социологию такие важные понятия, как «социальная дистанция» (показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп). Он является автором концепции маргинальной личности, характеризующую степень отчужденности индивида от своей социальной группы, либо находящегося на ее периферии. Роберт Парк является одним из основателей теории социальной экологии большого города.

Одним из направлений американской социологии была социология труда, в рамках которой действовали три главные школы:

ü «классическая школа», или движение за «научный менеджмент» (1890 – 1920); ее ведущие представители Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун;

ü «человеческие отношения в промышленности», - представители – Э Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.;

ü эмпирическая школа, связана с именами П. Друкера, Д. Дэвиса, А. Слоуна и др.

Большое распространение в американской социологии получает направление социометрия, созданное в 1934 г. психиатром Якобом Морено (1892 – 1979). Он поднимает проблему межличностных и межгрупповых отношений. Проводя опрос участников группы (как они относятся к своим товарищам, кто им нравиться и кто не нравиться, с кем бы они хотели работать), делалось графическое отображение структуры социально-психологических отношений. Это давало возможность изменить социальную организацию рабочей группы. В своих исследованиях Морено активно использовал количественные методы анализа и различные способы графического отображения результатов исследования (социоматрицы и социограммы). Данные исследования позволили Я. Морено сделать вывод о том, что социальная напряженность и разного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации микро- и макроструктуры, т.е. перегруппировки людей, чтобы в одной группе оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Опираясь на эти идеи, Я. Морено делает вывод об улучшении человеческих отношений путем «социометрической революции». Она начинается с изменения психологии и сознания людей и применима к любому типу общественной системы.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

1. Основные этапы и школы российской социологии.

Социология в России развивается как часть общемировой социологической науки. Несмотря на влияние различных течений западной социологии она выдвигает собственные оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологической мысли в России исследователи обычно разделяют на два основных этапа:

Первый этап (с сер. ХIХ в. до 1918 г.) был связан с процессом институциолизации социологии в России, которая несколько отставала от аналогичного процесса в Европе и Америке[1]. В начале первого этапа российская социология характеризуется явно выраженном критико-методологическим направлением: идет процесс критического пересмотра научных школ; выявляются взаимодействия между творческой эволюцией ученых-мыслителей и их научными идеями. В связи с этим история социологии в России предстает как серия индивидуальных работ ученых.

ü Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского (1822-1885).

В основе теории Данилевского лежит идея обособленных локальных цивилизаций, которые он определяет понятием «культурно-исторический тип». Культурно-исторические типы, как и биологические виды находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой и проходят естественно предопределенные стадии возмужания, расцвета, дряхления и неизбежной гибели (4 разряда их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический). Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а от него к цивилизации. Ход истории выражается в последовательной смене культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов, полностью или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, с точки зрения истории типом он считает «славянский тип», который наиболее полно выражен в русском народе. В работе «Россия и Европа», Н. Данилевский пытается решить вопрос о путях исторического развития России и Западной Европы. Он утверждает, что каждому этносу соответствует своя форма исторического самопроявления, и доказывает, что именно России и славянству определено полноценное развитие по всем четырем направлениям.

ü Субъективистская концепция Н. Михайловского.

Основной проблематикой Н. Михайловского была роль личности в истории. Он выделял личность героя и личность вождя. Герой движет историю, влияет на судьбы людей своим личным примером, а вождь – это человек, чувствующий настроения людей, управляющий людьми и ведущий их по намеченному пути. По этому вопросу Н. Михайловский вел публичную дискуссию с В. Лениным, выражая и развивая взгляды известного политического движения – народничества.

ü Учение о социальном прогрессе М. Ковалевского.

Максим Максимович Ковалевский - известный историк, социолог, этнограф, правовед.

Вместе с Бехтеревым и Де Роберти создал Русскую высшую школу общественных наук в Париже в 1901 году, а также кафедру социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 году. Ведущую роль в своей социологической теории М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого, по его мнению, в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Анализируя закономерности общественного развития, М. Ковалевский впервые ввел в социологию плюралистическую концепцию. До него в социологии господствовали теории, основанные на представлении об одном основном факторе социального развития (географического, расово-антропологического, психологического, либо какого-то другого). М. Ковалевский показал, что развитие общества является процессом полифакторным, и изучение совокупности факторов, их взаимодействия должно стать основой методологии социологического знания.

ü Теория социальной стратификации П. Сорокина (1889 – 1968).

Крупнейший американский историк и социолог русского происхождения. Разработал концепцию динамики исторического процесса как движение культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности; разработал теорию социальной стратификации, и на ее основе объяснил механизмы социальной мобильности слоев и групп в обществе.

Второй этап развития социологии в России как правило подразделяют на два периода: 20 – 60 гг. и 70- 80 гг.. Первое десятилетие (1918 – 1928 гг.) было временем подъема социологии, - открывались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 году был открыт социологический институт и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда. Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохранившемся авторитете немарксистской социологии и одновременно усилением марксистского направления. В этой связи в русском научном сообществе шла полемика о соотношении социологии и исторического материализма, изучались проблемы крестьянства и рабочего класса, города и деревни, миграции и народонаселения.

В 30-е годы после утверждения марксизма в сталинской интерпретации в качестве идеологической основы общества социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена, фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 60-х гг. В конце 50-х – начале 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 году начал функционировать Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. В 80-е годы значимость теоретической социологии вновь была поставлена под сомнение, снизилось количество и качество эмпирических исследований. Только в 1986 году социология была восстановлена в правах, и вопрос о ее развитии стал решаться на государственном уровне, была поставлена задача развертывания фундаментальных прикладных исследований, социология возродилась и как учебная дисциплина.

2. Социологическая концепция П.А. Сорокина [2] (1889 – 1968).

В социологической деятельности П. Сорокина выделяют четыре основных этапа.

§ Первый, российский (до 1922 г.) – создание позитивистской модели социологии.

В главной работе этого периода «Система социологии», он рассматривает научные принципы социологии с позиций позитивизма. П. Сорокин доказывает, что социология должна изучать реальные процессы, происходящие в обществе, ее методология должна строиться по типу естественных наук.

§ Второй, ранний американский (1922 – 1930) – создание теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Основные работы этого периода: «Социология революций» (1925); «Социальная мобильность» (1927). Под социальной стратификацией, П. Сорокин понимал иерархическую дифференциацию некоей совокупности людей, которая находит выражение в существовании различных классов, социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Сорокин выделяет три основные формы стратификации: экономическую – деление на имущих и неимущих, политическую – неравенство в авторитете и престиже, наличие управляющих и управляемых и профессиональную как разделение на группы по роду деятельности, а также существующее неравенство в престиже профессии. Под социальной мобильностью, Сорокин понимал перемещение индивидов из одной социальной группы в другую, а также исчезновение одних и появление других социальных групп.

§ Третий этап, переломный (конец 30-х – начало 40-х годов) – обращение к проблемам культуры, создание интегральной системы общественных наук.

Основные работы: «Социокультурная динамика»; «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943); «Кризис нашего века» (1943). Основная проблема этого периода – проблема культуры. Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, чувственная и идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности методах ее познания.

Идеациональная культура ориентирована на вневременные вечные ценности, главной ценностью в ней является Бог. Общественно-политическая жизнь, культура, искусство находятся под сильным влиянием церкви. В науке, искусстве, философии, праве характерна ориентация на потусторонние, вечные ценности, а постижение реальности происходит сверхчувственным образом, на основе интуиции. Такие культуры существовали в брахманской Индии (IХ-VIII вв. до н.э.), архаической Греции (VIII-VI вв. до н.э.), средневековой Европе (IХ-ХII вв. до н.э.).

Чувственная культура, в основном, носит развлекательный характер, и ориентирована на удовлетворение материальных интересов и чувственных потребностей людей. Преобладающим влиянием здесь пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами.

Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта. Такой тип культуры является наилучшим для развития и прогресса людей.

Различие культур, по мнению Сорокина, особенно наглядно проявляется в искусстве. Религиозная тематика преобладает в идеациональном искусстве. Его цель - приблизить человека к Богу, его герои - ангелы, святые, грешники. Чувственное же искусство, наоборот, развивается в мире реальных чувств. Его персонажи- рабочие, фермеры, домохозяйки, знаменитые люди, а также насильники, бандиты, проститутки. Его цель - развлечь, доставить чувственное наслаждение, развеселить. Все это характерно для западного искусства конца ХХ века.

§ Четвертый этап, завершающий – обращение к проблеме спасения человечества через преодоление эгоизма и творческого альтруизма.

Основные работы: «Реконструкция человечества» (1948); «Альтруистическая любовь: изучение американских добрых соседей и христианских святых» (1954). Современную культуру П. Сорокин считал культурой чувственного типа, которая переживает глубокий кризис. В качестве путей выхода из кризиса он предлагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа «альтруистической любви» абсолютной ценностью, переход к идеациональной социокультурной системе. В конце своего творческого пути П. Сорокин выступил с идеей конвергенции, согласно которой капитализм и коммунизм сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободиться от серьезных дефектов каждого типа».

«… Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни. Как таковая, она неизмеримо глубже и значительнее, чем ее представляют себе приверженцы обычного кризиса. Переход от монархии к республике, от социализма к коммунизму совершенно незначителен в сравнении с заменой одной фундаментальной формы культуры другой – идеациональной на чувственную и наоборот. Такие изменения очень редки. Как мы видели, в течение трех тысячелетий греко-римской и западной истории это случилось только четыре раза. Но когда же кризис действительно происходит, то он производит основательную и эпохальную революцию в человеческой культуре. Нам представлен редкий шанс жить, наблюдать, мыслить и действовать в котле такого мирового пожарища. Если мы не в силах остановить его, то следует хотя бы попытаться понять его природу, причины и последствия. Если же мы сможем это сделать, то, вероятно, в некоторой степени сократим его трагический ход, смягчим его последствия» [3].

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., Гардарика. – 1999.

2. Юридическая социология. Учебник для вузов. /Отв. Ред. Глазырин.– М., НОРМА.- 2000.

3. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М., 2004.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., Логос. – 1999.

5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М, 2002.

7. Социология. Под ред. В.А. Лавриненко. – М, 1998

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М, 2000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: