Основные функции социологии

ü Гносеологическая функция заключается в отражении существенных свойств и закономерностей предметной области социологии с помощью определенных рациональных средств. Результатом этой функции является социологическое знание.

ü Прогностическая функция связана с предсказанием будущих состояний различных элементов предметной области социологии. На основе познанных закономерностей, социология формирует модели будущего развития общества и его составных элементов.

ü Праксиолгическая функция направлена на реализацию моделей и рекомендаций, полученных на основе предыдущих функций. Ее основная задача – довести социологические знания, модели и рекомендации до практической реализации. Эту задачу в основном решает прикладная социология.

ü Идеологическая функция. Жизненно важной целью для многих людей выступают интересы социальных слоев, классов, групп к которым они принадлежат. Системное, комплексное оформление этих интересов выражается в особой форме общественного сознания – идеологии, к формированию которой причастна социология.

5. История социологии. Античность.

В истории социологического знания традиционно выделяют три периода: античность, средневековье и Новое время, современность.

Социология как теоретическая наука возникает в первой пол. ХIХ века, однако, уже философы античности размышляли над проблемами возникновения общества и государства, выступали с критическим анализом социальных проблем. Крупнейшими мыслителями античности, рассуждавшими над проблемами общественного устройства, были Платон и Аристотель.

Платон в работе «Государство» доказывает, что для того, чтобы все граждане были счастливы, необходима особая политическая и экономическая организация. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан, сословий классов. Стабильным Платон считает общество, поделенное на три класса: высший (философы-правители), средний (включающий воинов) и низший (состоящий из ремесленников и крестьян). Поскольку управляющий класс наделен значительными привилегиями, во избежание злоупотребления властью, необходима постоянная специальная подготовка и отбор кадров. По этой же причине элита лишена права иметь собственность.

Цитаты. О разделении труда. … - Государство, - сказал я, - возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Или ты приписываешь начало общества чему-либо иному? Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства, не правда ли? …Люди рождаются слишком непохожими друг на друга, их природа бывает различна, они имеют различные способности к одному и тому же делу.

Разве не таково твое мнение?

- Да, таково.

-Так что же? Как будут они передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства? Ведь ради того мы и основали государство, чтобы люди вступали в общение. Очевидно, они будут продавать и покупать. Из этого у нас возникает и рынок, и монета – знак обмена. Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы. Разве не зовем мы так посредников по купле и продаже, которые засели у нас на рынке? А тех, кто странствует по городам, мы назовем купцами.

(…) Чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно всякому другому мы поручили одно дело, к которому он годиться по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, достигнет успеха, если не упустит время. А разве не важно хорошее выполнение всего, что относиться к военному делу? Или оно настолько легко, что земледелец, сапожник, любой другой ремесленник может быть вместе с тем и воином? Не ужели же стоит только взять щит или другое оружие и запастись военным снаряжением – и сразу станешь способен сражаться? Никакое оружие только от того, что оно очутилось у кого-либо в руках, не сделает его сразу мастером или атлетом и будет бесполезно, если человек не умеет с ним обращаться и недостаточно упражнялся.

Отбор правителей и стражей. (…) Значит из стражей надо выбрать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей жизни поставили ревностное служение государственной пользе и не в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. (…) Разве не с полным поистине правом можно назвать таких стражей совершенными? Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри него оберегали бы дружественных граждан.

Быт стражей. (…) В дополнение к их воспитанию, скажет всякий здравомыслящий человек, надо устроить их жилища и прочее имущество так, чтобы этот не мешало им быть наилучшими стражами и не заставляло бы их причинять зло остальным гражданам. …Прежде всего никто из них не должен обладать ни какой частной собственностью, если нет в этом крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда имел бы доступ всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количество припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь вместе, как во время военных походов, они будут жить сообща. А на счет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото, - то, что от богов, - они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом, да и нечестиво было бы, обладая тем золотом, осквернить его примесью золота смертного. Им одним не дозволено в нашем государстве пользоваться золотом и серебром, прикасаться к ним, украшаться ими или пить из золотых или серебряных сосудов. Только так могли бы стражи остаться невредимыми и сохранить государство.

Общность жен и детей. (…) Все жены этих мужей (стражей) должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быт общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей. (…) В дальнейшем, по мере наших сил мы учредим браки, насколько возможно, священные.

Аристотель опорой стабильности и порядка считает средний класс. Кроме него существует еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Лучше всего государство управляется в том случае, если:

ü масса бедняков не отстранена от участия в управлении;

ü эгоистические интересы богатых ограничены;

ü средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

По мнению Аристотеля, частная собственность гарантирует обществу здоровую экономику, основанную на разделении труда. При коллективной собственности все, или большинство бедны и озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Наиболее стабильно общество, где средний класс сильнее всех других.

Анализируя формы государственного устройства своего времени, Аристотель делит их на правильные и отклоняющиеся по следующим принципам:

Правильные Количество правящих Отклоняющиеся
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития Большинство Демократия

Цитаты. О собственности. (…) Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще – частной. Ведь когда забота о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные нарекания; наоборот, получиться большая выгода, поскольку каждый с усердием будет относиться к тому, что ему принадлежит. (…)

Важно не столько уравнять собственность, сколько устроить так, чтобы люди от природы достойные не желали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности; это произойдет в том случае, если последних поставят в низшее положение, но не станут обижать.

О государственном устройстве. Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти; … и верховная власть непременно находиться в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. Монархическое правление, имеющее ввиду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; властью немногих, но более чем одного – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется ввиду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, - полития. (…) Отклоняющиеся от указанных устройств следующие: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тирания- монархическая власть, имеющая ввиду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды многих состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них не имеет.

6. Средневековье и Новое время.

В эпоху средневековья не было выработано новых теоретических подходов к пониманию общества. Господствовавшее религиозное мировоззрение в значительной степени повлияло и на понимание общественного развития. Так Августин Аврелий

(354- 430) рассматривал общество как борьбу двух начал: грешного языческого и божественного. Первое воплощено в государственных учреждениях, второе - в церкви. Эта борьба непременно должна привести к победе церкви и установлению теократии. В трактате «О граде Божьем» он писал: «…не подчиненное церкви государство не отличается от шайки разбойников». Фома Аквинский (1225 – 1274) в трактате «О правлении князей» пытается соединить учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви как конечной, сверхъестественной цели развития общества. Взяв за основу аристотелевскую концепцию естественного происхождения общества, он добавил, что «…навстречу естественному желанию людей к объединению шла божественная воля в виде акта божественного сотворения». Фома считает, что только благодаря божественному провидению общественный организм имеет стройность и дифференцированность, т.е. делиться на богатых и бедных, управляющих и управляемых. Власть, по его мнению, имеет божественное происхождение и обусловлена божественной волей. Следовательно, любые попытки радикального обновления общества грешны, ибо противоречат этой божественной воле.

В эпоху Возрождения и Нового времени, с развитием научного знания и распространением различных форм свободомыслия взгляды на развитие общества наполняются новыми теоретическими идеями. Один из первых мыслителей Нового Времени Никколо Макиавелли (1469 – 1527) обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. А.И. Кравченко отмечает «в лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение – стали наукой о поведении людей в обществе» (Кравченко А.И., Социология. – М.,1999.). В работах «Государь», «История Флоренции» Макиавелли стремился определить закономерности общественно-политической действительности, которая имеет свою объективную историческую природу, поставил вопрос об образе правителя и методах управления государством. Обратимся к работе «Государь».

Об образе правителя. «…те государи, которые стремились быть щедрыми, вынуждены были в короткое время тратить все свои богатства и сбережение на закрепление за собой славы щедрых государей. После того, как истощалась их казна, они были вынуждены идти на любые средства, чтобы выжать из своего народа путем жестких налогов, поборов и угроз необходимые деньги. Если государь пойдет по этому пути, он постепенно станет ненавистным для своих подданных и в силу бедности – потеряет уважение. Во избежание этого, государь не должен бояться прослыть скупым, ибо когда увидят, что благодаря бережливости ему хватает доходов и на защиту и на походы, не отягощая народ налогами – его сочтут щедрым» (Макиавелли Н. Государь. – М., 1999.).

Об управлении: жестокость или милосердие? «…государь, если он желает удержать в повиновении подданных не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем тот, кто по его избытку потворствует беспорядку. Всегда вернее внушать страх, чем быть любимым, ибо большинство людей неблагодарны, изменчивы и лицемерны – пока им делают добро, они высказывают расположение, но как только подвернется случай они рады предать своего благодетеля, и даже уничтожить его» (там же).

Томас Гоббс (1558 – 1679) открыл новый этап в эволюции взглядов на общество. Он разработал теорию общественного договора, послужившего основой учения о гражданском обществе. В трактате «О гражданине» Гоббс выдвигает две ключевые идеи:

ü Люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации).

ü Причина возникновения стабильного, длительно существующего общества – взаимный страх, который объединяет людей, удерживает от безудержной погони за господством, вынуждая заботиться о взаимной безопасности. Государство выступает способом наилучшей реализации этой потребности.

По мнению Гоббса, в догосударственном состоянии люди жили в состоянии «войны против всех», где каждый имел право на все, что захвачено силой. Очевидно, что в обществе, где человек не чувствует себя в безопасности собственность не имеет смысла. Чувство страха за свою жизнь и собственность привела людей к объединению, когда каждый добровольно передал часть своих естественных прав в пользу правителя в обмен на мир и согласие. В трактате «О гражданине» Гоббс отмечает: «…гражданское общество возникает при переходе из природного (естественного) состояния первозданных необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, где власть принадлежит государству». Гражданское общество – это высший этап развития, основанное не на личной выгоде, а на юридических законах, признаваемых всеми. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле этого слова, а также соответствующие учреждения, защищающие ее (правительство, полиция, суд). Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: