Оценка качества банковского менеджмента
Правовые основы банковского менеджмента
• Первый блок правовых документов:
– основные законодательные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций в РФ (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; «О банках и банковской деятельности»; «О банкротстве кредитных организаций» и т.п.)
• Второй блок нормативно-правовых актов:
– нормативные документы Банка России, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям.
• Третий блок правовых документов:
– нормативные документы самих кредитных организаций (различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля и другие вопросы)
Критерии оценки качества менеджмента. 10 основных характеристик современного управления:
|
|
- открытая культура,
- наличие общих ценностей,
- нацеленность на прибыль,
- акцент на удовлетворении потребностей клиентов,
- желание вкладывать средства в новые продукты,
- сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление,
- стремление к набору наилучших сотрудников,
- вложения в подготовку персонала,
- наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности,
- хорошее управление кредитным риском.
Факторы неудовлетворительного управления:
• плохое управление
– чрезмерное расширение и неадекватный рост ссудных операций по сравнению с капиталом банка;
– плохое кредитование, которое выражается в: предоставлении значительной доли ресурсов в виде ссуд одному заемщику или группе заемщиков; значительном несоответствии сроков кредитов и депозитов;
– неспособности банка реально оценить перспективы возврата кредита;
– отсутствие внутреннего контроля;
– плохое планирование вследствие недооценки его значимости.
• косметическое управление
– сокрытие прошлых и настоящих убытков с целью выиграть время и сохранить контроль;
• безнадежное руководство
– проведение чисто внешних преобразований, связанных с осуществлением нескольких выгодных сделок (спекулятивные операции с ценными бумагами, привлечение депозитов по повышенным процентным ставкам для предоставления крайне рискованных ссуд);
• мошенничество
- Линейные модели организационных структур банка
· Функциональная модель
· Дивизионная модель
· Другие модели