Начальник отдела финансового контроля

Классификация управленческих работников. Требования, предъявляемые к менеджерам.

Руководитель – лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников. В составе руководителей обычно выделяют два основных типа: линейные и функциональные. Первые руководят структурными звеньями производства, вторые – теми или иными участками в самом аппарате управления. Кроме этого, все хозяйственные руководители, в зависимости от уровня управления, подразделяются на руководителей первичного, среднего и высшего звена управления.

È Руководитель высшего звена – высший организационный уровень, наиболее малочисленный в системе управления. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

È Руководитель среднего звена – координирует и контролирует работу младших начальников. Это организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления и иногда возникает необходимость в разделении данной группы на два уровня: верхний средний и низший средний. Характер работы руководителя среднего звена в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового уровня.

È Руководитель низового звена – организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители низшего звена, в основном, осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители низшего звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.

Качества, присущие руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые

К профессиональным качествам относят те, что характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения обязанностей руководителя. Ими являются:

высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались Здесь можно упомянуть:

высокие моральные стандарты;

физическое и психологическое здоровье;

высокий уровень внутренней культуры;

отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям,

оптимизм, уверенность в себе

Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их выполнение,

доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться;

способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Рассмотрим требования предъявляемые к руководителям, отвечающим за финансовое управление компанией.

Основные функции финансового управления компании:

Своевременное предоставление точных финансовых данных требуемого характера

Обеспечение точной и интеграционной системы отчетов объективно и полно отражающей ход и результаты деятельности компании

Подготовка данных о результатах прошлой деятельности компании в форме способствующей принятию руководством управленческих решении на будущее

Обеспечение выполнения юридических и моральных обязательств

Анализ финансового положения компании, выявление возможностей повышения эффективности, общее руководство финансовым планированием и составление бюджетов

Разработка и обеспечение процессов финансового планирования, подготовки бюджетов текущей деятельности и бюджетов капитальных затрат позволяющих руководителям прогнозировать результаты будущей деятельности и установить финансовые целевые показатели

Анализ ежемесячных ежеквартальных или ежегодных финансовых отчетов для выявления возможностей улучшения результатов будущей работы

Оценка потенциала важнейших проектов по инвестированию, приобретению и отделению предприятии освоению новых видов продукции и новых технологии оценка новых законодательных актов (по мере необходимости)

Текущее управление движением денежных средств, обеспечение своевременного привлечения денежных средств под минимальный реальный процент

Обеспечение эффективной системы сбора денежных средств и осуществления отчислений и выплат

Определение необходимых объемов и схем финансирования соответствующих потребностям предприятий

Обеспечение достаточной платежеспособности позволяющей своевременно и экономически рационально рассчитываться по обязательствам

Инвестирование денежных активов компании в финансовые инструменты достаточной прибыльности и надежности

Основные обязанности

§ Начальник отдела финансового контроля отвечает за создание и функционирование систем ведения финансового учета и отчетности в компании в соответствии с принятыми стандартами

§ Отвечает также за интегрированность всей системы учета и достоверное отражение в ней основной деятельности компании для информирования как пионеров

§ Планирует, организует, направляет и контролирует ведение учета и осуществление финансового контроля в компании и/или бизнес единице

§ Представляет отчеты о деятельности предприятия, включая балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств

§ Несет прямую ответственность за всю сферу учета, включая начисление заработной платы, обслуживание кредиторской и дебиторской задолженности, подготовку отчетов для нужд управленческого учета и налоговых органов, а также за своевременное представление таких управленческих отчетов, как расчет затрат по видам продукции

§ Работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового анализа и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций

§ Непосредственно подотчетен финансовому директору компании

Основные задачи

§ Координация и осуществление финансового контроля за основной деятельностью согласно плану

§ Обеспечение анализа фактических показателей в сравнении с бюджетами текущей деятельности

§ Отслеживание основных финансовых коэффициентов, таких как норма прибыли и рентабельность инвестиций, для обеспечения соответствия деятельности стратегическим целям компании и намеченным финансовым целевым показателям

§ Контроль за соблюдением компанией всех требований российского законодательства, ведение налоговой документации

§ Повышение квалификации сотрудников отдела финансового контроля

Основные критерии оценки работы

§ Интегрированность системы учета и финансовой отчетности

§ Точность и своевременность представления данных для целей управленческого учета

§ Соблюдение всех юридических требований, касающихся финансов и налогообложения

§ Наличие квалифицированных финансовых специалистов, обеспечивающих функционирование системы управления финансами компании

Опыт работы, навыки квалификация(Ко всем руководителям одно и тоже)

§ Стаж работы в сфере финансового управления не менее пяти лет

§ Умение убедительно аргументировать, работать с людьми

§ Глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований

§ Понимание основных финансовых коэффициентов (коэффициента рентабельности активов и т п) и умение их рассчитывать

§ Владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование

Начальник отдела финансового анализа

Основные требования

§ Начальник отдела финансового анализа обеспечивает проведение детального финансового анализа в дополнение к стандартным отчетам, представляемым руководству компании отделом финансового контроля, включая анализ инвестиций, возможного приобретения предприятий и отделения структурных подразделений компании, микро- и макроэкономических тенденций и вероятного эффекта новых законодательных актов.

§ Отвечает за разработку, координацию и осуществление действенного и эффективного финансового и бюджетного планирования в компании и за ежегодное проведение этого процесса в масштабах компании

§ Работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового контроля и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций, отслеживая и тщательно анализируя все отклонения от состав ленных бюджетов, особенно если они связаны с денежными средствами компании, с целью внесения необходимых поправок в управление финансами компании

§ Непосредственно подотчетен финансовому директору компании

Основные задачи

§ Разработка и осуществление процессов финансового планирования и составления бюджетов

§ Отслеживание подробных финансовых показателей, таких как оборачиваемость запасов и период сбора дебиторской задолженности, при необходимости – разработка рекомендаций по корректировке, необходимой для достижения компанией намеченных финансовых целевых показателей

§ Обучение управленческого персонала разных уровней осуществлению процесса бюджетного планирования и правильному пониманию данных финансовой отчетности о текущей деятельности

§ Своевременное представление руководству компании аналитических отчетов, необходимых для принятия стратегических решений

Основные критерии оценки работы

§ Наличие и эффективное функционирование системы финансового и бюджетного планирования

§ Своевременное осуществление ежегодного финансового и бюджетного планирования

§ Проведение детального финансового анализа для руководства компании и директоров соответствующих бизнес-единиц

§ Постоянное углубление понимания результатов финансового анализа руководством компании – до того уровня, когда финансовый анализ будет первоосновой принятия решений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: