Безопасности и защищенности
Социальные
Уважения
1. Физиологические потребности- необходимы для выживания (еда, вода, убежище, отдых, сексуальные потребности и т.д.).
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем- защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в удовлетворении потребностей в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).
3. Социальные потребности- причастность к той или иной социальной группе, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки и т.д.
4. Потребности в уважении- потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Располагая потребности таким образом, Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения, и следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. Лучшими мотивирующими факторами могут служить потребности высших уровней. Потребность в самовыражении никогда не может быть удовлетворена, ибо с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, поэтому процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
|
|
Однако иерархические уровни не являются дискретными ступенями, то есть для того, чтобы более высокий уровень иерархических потребностей начал влиять на поведение человека- не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Хотя одна потребность может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.
Теория Альдерфера:
К.Альдерфер выделяет три иерархических уровня потребностей:
1.Потребности существования (физиологические, материальные и т.д.).
2.Связующие потребности (межличностное взаимодействие, оценки, отношения).
3.Потребности роста (самовыражения, развития).
Однако он не согласен с тем, что последующий уровень начинает мотивировать только после удовлетворения потребностей уровня предыдущего. В основе теории Альдеффера лежит фрустрационно-регрессивный метод: полное блокирование, препятствие, встречающееся на пути удовлетворения потребности более высокого уровня влечет за собой актуализацию потребностей более низкого уровня. Если у Маслоу потребности актуализируются одна за другой, то по Альдерферу актуальными могут быть несколько уровней потребностей.
|
|
Теория МакКлелланда:
Теория Дэвида МакКлелланда- модель мотивации, делающая основной упор на потребности высших уровней: потребности власти, успеха, причастности.
Потребность власти- желание воздействовать на других людей. МакКлелланд выделяет две стороны власти:
1. Личная власть – когда усилия направлены на достижение личных целей.
2. Социальная власть – усилия направлены на достижение организационных целей.
Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определение таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать.
Потребности в успехе он трактует как приобретенные под воздействием жизненных обстоятельств, опыта, обучения. Удовлетворение этой потребности- не провозглашение успеха отдельного человека, что лишь подтверждает его статус, а процесс доведения работы до успешного завершения. Если руководитель желает мотивировать людей с потребностью успеха, для этого необходимо:
1. постановка задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи;
2. делегирование достаточных полномочий для предоставления инициативы в решении поставленных задач;
3. регулярное и конкретное поощрение в соответствии с достигнутыми результатами;
В иерархической структуре Маслоу вышеуказанные потребности можно расположить между потребностями уважения и самовыражения, хотя МакКлелланд и не располагает потребности иерархически, т.е. потребности не исключают друг друга. Мотивация на основании в причастности также схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим, обширных возможностях социального общения. Поэтому для руководителя важно сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Однако для успешного осуществления управленческой деятельности руководителем целесообразно, чтобы потребность в причастности была выражена слабо. К негативным последствиям для менеджера приводит также комбинация сильной потребности в успехе и большой потребности властвования, поскольку первая будет ориентировать властвование на достижение личных интересов менеджера.
Теория Герцберга:
Фредерик Герцберг разработал двухфакторную теорию потребностей, в которой выделяет гигиенические факторы и мотиваторы.
Гигиенические факторы, или факторы здоровья, лежат в среде, окружающей сферу деятельности человека, это- размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника, политика фирмы и администрации.
Мотиваторы - факторы, проистекающие из сущности самой работы. Это успех и продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста и т.д.
При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо.. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. Герцберг считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
|
|
Для того, чтобы мотивировать персонал, руководитель должен обеспечить наличие гигиенических и определить мотивирующие факторы, а также определять и устранять факторы, вызывающие неудовлетворенность.