Функциональные обязанности финансового менеджера

Автор Функциональные обязанности финансового менеджера
  Балабанов И.Т. -организация финансовой работы в хозяйствующем субъекте, разработка прогнозов, проектов, планов вложения капитала, - оценка различных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемого дохода, выбор оптимального варианта, - разработка перспективных и текущих финансовых планов, участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов, - организация коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда, - проведение кредитной политики, - валютной политики, - формирование финансовой документации, - анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективности использования финансовых ресурсов, финансовых мероприятий, - контроль за выполнением плановых финансовых показателей.
  Шеремет А.Д. - обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия, - налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой организации, - разработка планов и прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности, - выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия, - разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций, - страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь, - выявление рейтинга предприятия и конкурентов, - непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования, - анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.
Ван Хорн Дж.К.
Продолжение табл. 2.2
Финансовый директор занимается:

- эффективным распределением фондов в рамках предприятия,

- мобилизацией средств на как можно более выгодных условиях.

  Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титкин А.Г. - прогнозирование денежных поступлений и направлений их рационального использования, обоснование финансовых потребностей на текущий период и перспективу, - определение степени риска, его вероятности, а также предельного размера, - обеспечение непрерывного кругооборота денежных средств и устойчивого финансового состояния субъекта хозяйствования как основы его эффективной деятельности, - выбор наиболее рациональных форм, методов финансирования и кредитования, денежных вложений, расчетов с партнерами, финансовыми и кредитными органами, - обеспечение роста прибыли, - обоснование стратегии финансового развития предприятия, расширение бизнеса, повышение экономического рейтинга предприятия.
Данные Института финансовых управляю-щих националь-ной организации финансовых менеджеров США - в области управления денежными фондами: регулирование и контроль денежных операций, получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег, проведение банковских операций, коммерческое кредитование и взыскание денежных средств, управление инвестиционным портфелем, - в области планирования: участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование, бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат, оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий, анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат, планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики, оценка приобретаемого и реализуемого имущества, - в области управления структурой капитала: определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования, определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования, поиск внутренних резервов и направление их использования, - в области учета и контроля: определение учетной политики, учет издержек производства и обращения, внутренняя ревизия и контроль (аудит), подготовка различных видов отчетности, сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями, представление руководству информации о финансовых результатах деятельности,
Окончание табл. 2.2
- в области реализации налоговой политики: разработка налоговой политики, планирование и перечисление налогов и сборов, подготовка налоговой отчетности,

- в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия: структурирование рисков, анализ конъюнктуры фондового рынка, разработка планов превентивных мероприятий, формирование страховых фондов и резервов, обеспечение внешнего страхования, внутренний контроль сохранности имущества, анализ инвестиционных проектов, формирование инвестиционного портфеля клиентов, управление портфелем ценных бумаг, привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики,

- в области консалтинговой деятельности: консалтинг для сторонних организаций, консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам, консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям, консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия,

- в области разработки информационных систем управления: изучение современных информационных систем управления, оценка предлагаемого программного обеспечения, разработка и использование информационных систем управления, разработка методик эффективного использования информационных систем.

Рис.2.3. Пример организационной структуры системы управления финансами предприятия

Описание должности:

1) Начальник отдела финансового контроля

Основные обязанности:

- отвечает за создание и функционирование систем ведения финансового учета и отчетности в компании в соответствии с принятыми стандартами,

- отвечает за интегрированность всей системы учета и достоверное отражение в ней основной деятельности компании для информирования акционеров,

- планирует, организует, направляет и контролирует ведение учета и осуществление финансового контроля в компании и\или бизнес-единице,

- представляет отчеты о деятельности предприятия, включая балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств,

- несет прямую ответственность за всю сферу учета, включая начисление заработной платы, обслуживание кредиторской и дебиторской задолженности, подготовку отчетов для нужд управленческого учета и налоговых органов, а также за своевременное представление таких управленческих отчетов, как расчет затрат по видам продукции,

- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового анализа и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций,

- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.

Основные задачи:

- координация и осуществление финансового контроля за основной деятельностью согласно плану,

- обеспечение анализа фактических показателей в сравнении с бюджетами текущей деятельности,

- отслеживание основных финансовых коэффициентов, таких как норма прибыли и рентабельность инвестиций, для обеспечения соответствия деятельности стратегическим целям компании и намеченным финансовым целевым показателям,

- контроль за соблюдением компанией всех требований российского законодательства, ведение налоговой документации,

- повышение квалификации сотрудников отдела финансового контроля.

Основные критерии оценки работы:

- интегрированность системы учета и финансовой отчетности,

- точность и своевременность представления данных для целей управленческого учета,

- соблюдение всех юридических требований, касающихся финансов и налогообложения,

- наличие квалифицированных финансовых специалистов, обеспечивающих функционирование системы управления финансами компании.

Опыт работы, навыки и квалификация:

- стаж работы в сфере финансового управления не менее 5 лет,

- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,

- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,

- понимание основных финансовых коэффициентов (коэффициента рентабельности активов и т.п.) и умение их рассчитывать,

- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.

2) Начальник отдела финансового анализа

Основные требования:

- обеспечивает проведение детального финансового анализа в дополнение к стандартным отчетам, представляемым руководству компании отделом финансового контроля, включая анализ инвестиций, возможного приобретения предприятий и отделения структурных подразделений компании, микро- и макроэкономических тенденций и вероятного эффекта новых законодательных актов,

- отвечает за разработку, координацию и осуществление действенного и эффективного финансового и бюджетного планирования в компании и за ежегодное проведение этого процесса в масштабах компании,

- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового контроля и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций, отслеживая и тщательно анализируя все отклонения от составленных бюджетов, особенно если они связаны с денежными средствами компании, с целью внесения необходимых поправок в управление финансами компании,

- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.

Основные задачи:

- разработка и осуществление процессов финансового планирования и составления бюджетов,

- отслеживание подробных финансовых показателей, таких как оборачиваемость запасов и период сбора дебиторской задолженности, при необходимости – разработка рекомендаций по корректировке, необходимой для достижения компанией намеченных финансовых целевых показателей,

- обучение управленческого персонала разных уровней осуществлению процесса бюджетного планирования и правильному пониманию данных финансовой отчетности о текущей деятельности,

- своевременное представление руководству компании аналитических отчетов, необходимых для принятия стратегических решений.

Основные критерии оценки работы:

- наличие и эффективное функционирование системы финансового и бюджетного планирования,

- своевременное осуществление ежегодного финансового и бюджетного планирования,

- проведение детального финансового анализа для руководства компании и директоров, соотвествующих бизнес-единиц,

- постоянное углубление понимания результатов финансового анализа руководством компании – до того уровня, когда финансовый анализ будет первоосновой принятия решений.

Опыт работы, навыки и квалификация:

- опыт работы в сфере финансового управления и отличные аналитические способности,

- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,

- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,

- понимание основных финансовых коэффициентов и умение их рассчитывать,

- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.

3) Начальник отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций:

Основные обязанности:

- отвечает за управление всеми денежными средствами компании, за осуществление всех налоговых платежей и выбор финансовых инструментов для финансирования текущей основной деятельности компании,

- развитие и поддержание отношений с акционерами и финансовыми и консультационными институтами также осуществляется в первую очередь через начальника отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций,

- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового контроля и отдела финансового анализа при подготовке материалов для акционеров и определении потребности компании в краткосрочном и долгосрочном финансировании,

- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.

Основные задачи:

- обеспечение достаточных объемов финансирования деятельности компании при минимальной стоимости использования средств,

- управление денежными средствами компании, обеспечивающих ей максимальную прибыль в принятых в компаниях рамках допустимого финансового риска.

- обеспечение эффективного контроля за поступлением и расходованием денежных средств,

- развитие прочных отношений с основными акционерами, банками и другими финансовыми институтами,

- обеспечение неукоснительного соблюдения российского налогового законодательства.

Основные критерии оценки работы:

- своевременность принятия решений по управлению денежными средствами компании, правильность и точность расчетов,

- своевременность принятия инвестиционных решений по привлечению капитала для основной деятельности подразделений, правильность и точность расчетов,

- общие затраты по обеспечению финансирования деятельности компании,

- структура капитала и уровень риска,

- соблюдение законодательства и правовых норм.

Опыт работы, навыки и квалификация:

- стаж работы в сфере финансового управления не менее 5 лет,

- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,

- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,

- понимание основных финансовых коэффициентов и умение их рассчитывать,

- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.

4) Финансовый директор

Основные обязанности:

- обеспечивает работу компании в финансовом и административном отношении и оказывает содействие в области управления ее основной деятельностью,

- совместно с генеральным директором он определяет финансовые целевые показатели и задачи компании, а также соответствующую ее политику,

правила и процедуры,

- несет общую ответственность за всю сферу учета, включая начисление заработной платы, обслуживание кредиторской и дебиторской задолженности, подготовку отчетов для нужд управленческого учета и налоговых органов,

- работает в тесном взаимодействии непосредственными подотчетными ему начальниками отдела финансового контроля, отдела финансового анализа и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций и координирует их деятельность.

Основные задачи:

- определение политики и общего направления развития компании в области финансов,

- общее руководство финансовым планированием компании и разработкой бюджетов,

- отслеживание основных финансовых коэффициентов для обеспечения соответствия деятельности стратегическим целям компании и намеченным целям финансовым целевым показателям,

- обеспечение достаточных объемов финансирования деятельности компании при минимальной стоимости использования средств,

- развитие прочных отношений с основными акционерами, банками и другими финансовыми институтами,

- обеспечение неукоснительного соблюдения российского законодательства в области налогообложения и учета,

- обеспечение своевременной подготовки аналитических отчетов, необходимых для принятия руководством компании стратегических решений,

- контроль за тем, чтобы все управленческие решения на всех уровнях компании принимались только на основе финансового анализа, обеспечение всех соответствующих руководителей результатами такого анализа,

- разработка принципов и правил управления персоналом, процедур и системы стимулов, обеспечивающих заинтересованность квалифицированных и ответственных сотрудников в работе компании, обеспечение соблюдения этих принципов и правил,

основные критерии оценки работы:

- рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций, норма прибыли,

- своевременность и точность финансовых отчетов,

- эффективность и действенность финансового и бюджетного планирования,

- общие затраты по обеспечению финансовой деятельности компании,

- соблюдение законодательства и правовых норм,

- обеспечение необходимой поддержки для принятия руководством компании стратегических решений, участие в принятии стратегических решений,

- наличие квалифицированных финансовых специалистов, обеспечивающих функционирование системы управления финансами компании.

Опыт работы, навыки и квалификация:

- стаж работы в финансовом управлении не менее 5 лет,

- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,

- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,

- понимание основных финансовых коэффициентов и умении рассчитывать,

- владение необходимыми математическим методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: