Теория и тенденции развития, теория и практика ОП

Развитие ОП связано со следующими школами управления:

1) Школа научного управления;

2) Школа административного управления;

3) Школа человеческих отношений и поведенческих наук;

4) Школа поведенческих наук;

1) Школа научного управления (1885-1920 гг.): Фридрих Тейлор (1856-1915)

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности.

Значение:

1) разработаны методы научной организации труда (основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда);

2) использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства;

2) Школа административного управления (1920-50): Анри Файоль (1841-1925)

Предметом исследований Файоля были вопросы управления на уровне высшей администрации.

Он разделил процесс управления на 5 основных функций (планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль)).

Также Файоль разработал 14 универсальных принципов управления (от которых зависит успех управления):

1) разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2) власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);

3) дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважение к правилам и договоренностям, существующим в организации);

4) единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5) единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);

6) подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не преобладали над интересами организации в целом);

7) вознаграждение персонала (оплата труда должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей);

8) централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);

9) цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);

10) порядок (все должны знать свое место в организации);

11) равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

12) стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

13) инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

14) корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

Таким образом школа административного управления признавала значение человеческого фактора, но ограничивалась изучением таких вопросов, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.

3) Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-н. вр.): перенос центра тяжести решения задач управления на человека (т. е. предполагалось, что люди являются живыми машинами, и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике).

Первым, кто обратил внимание на роль личности в организации, был Роберт Оуэн. Его идея состояла в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на уход ха людьми (живыми машинами). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п.

Школа человеческих отношений:

Двух ученых Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мейо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии науки «организационное поведение».

Элтон Мейо (1880-1949)

В 1924-1932 годах Элтон Мейо (1880-1944 гг.) провел исследование поведения рабочих на заводе Хотторна (находится недалеко от Чикаго) в компании «Вестерн Электрик». Изучались внешние условия: климат, освещение, организация рабочего места и т.д.

Хотторнский эксперимент показал, что поведение группы в большей степени не зависит от рабочих условий или схемы оплаты труда, людям нравится ощущать свою значимость. Выяснилось, что зачастую отношения, складывающиеся между самими работниками конкретной группы (5 женщин - одна группа. 14 мужчин - вторая группа) оказываются более действенным фактором, позитивно или отрицательно сказывающимся на результатах труда, нежели какие-либо иные внешние факторы. Высокая производительность работников объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой.

Таким образом, Э. Мейо пришел к выводу, что можно влиять на психологию людей, изменять их отношение к труду с помощью простого проявления внимания к людям. Менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе.

М. П. Фоллет определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она проанализировала стили руководства и разработала теорию лидерства – для успешного управления необходимо отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и стать лидером, признанным рабочими, не опирающимся на должностную власть. М. Фоллет считала, что надо исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.

Хотторн дал старт новым исследованиям.

Школа поведенческих наук – сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений.

Абрахам Маслоу (1880-1949) – разработал «пирамиду потребностей личности» и теорию мотивации (то есть человеку достаточно для существования определенного минимума потребностей (первичных и вторичных)) (Рисунок 1.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: