Технология коллективного взаимообучения

К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (1877–1944) и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

1. класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3. задания в группе выполняются тем способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4. состав групп непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.

Групповая деятельность учащихся на уроке по работам В.В.Котова складывается из следующих элементов:

· предварительной подготовки учащихся к выполнению группового задания, постановки учебных задач, краткого инструктажа учителя;

· обсуждение и составления плана выполнения учебного задания, определения способов его решения, распределение обязанностей;

· работы по выполнению учебного задания;

· наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

· взаимной проверки и контроля за выполнением задания в группе;

· сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общей дискуссии в классе под руководством учителя, дополнений и исправлений, дополнительной информации учителя и формулировки окончательных выводов;

· оценки работы групп и класса в целом.

Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учеников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям.

Преимущества коллективных способов обучения:

· в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

· в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

· каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

· повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

· отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

· формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Групповые формы обучения, как уже ранее рассматривалось (в разделе «Теория обучения») на занятии целесообразно разделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциальные группы (подбираются педагогом в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированных учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям).

Варианты работы в парах:

1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого;

2. динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

3. вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результами каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (КСО) И ГРУППОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (ГСО)

В современной школьной практике используются групповая и парная работа.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной деятельности идеальна.

Групповая форма несет в себе также ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономичный и эффективный путь его изучения. В результате этого слабые ученики могут с трудом усваивать изучаемый материал. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке групповая форма организации работы дает ожидаемые положительные результаты, несет в себе запланированный эффект.

Самый большой недостаток групповой формы организации учебного процесса заключается в том, что она не является коллективной в настоящем смысле этого слова. Коллективная работа, возникающая на базе дифференциальной групповой работы, должна иметь определенные признаки. Среди них такие, как:

· восприятие данного учителем задания через призму коллективной ответственности и получение соответствующих социальных оценок;

· возложение организации выполнения задания на плечи самого класса;

· разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет ему лучше проявить себя в общей деятельности;

· взаимный контроль и ответственность перед классом (Х.И.Лийметс).

Отсюда следует, что далеко не всякая работа является коллективной по существу, поскольку по характеру она становится сугубо индивидуальной.

При общеклассной организации почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же.

Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе, влияет на атмосферу в классе.

КСО не новая современная форма обучения. Этот способ применялся в 20 – 30-е гг. ХХ в. в системе ликвидации безграмотности. Бесспорны его преимущества, однако широкое распространение сдерживается сложности его организационно-методического обеспечения.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: