Принципы модульного обучения

Технология модульного обучения. Основные выводы

Поиск путей оптимизации педагогического процесса обусловил появление и развитие педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. Дальнейшее развитие педагогических технологий связано с разработкой новых и модернизацией имеющихся, способных реализовать современные концепции образования и воспитания.

Среди приоритетных можно назвать технологии общения; технологии, развивающие личность с учетом ее принадлежности к тому или иному полу (исследованиями подтверждается, что педагогический процесс в период советской педагогики был ориентирован преимущественно на «бесполую» личность).

К приоритетным относятся и технологии, формирующие творческое нестандартное мышление (технологии развивающего, эвристического и проблемного обучения); технологии подготовки учителя (формирующие технологическое мышление и практические навыки и умения) по обучению или воспитанию в технологическом аспекте; технологии, при которых ученик оказывается в позиции субъекта учебного процесса, и при этом обеспечивается исследовательско-научный характер обучения.

Важным направлением в развитии технологий выступает совершенствование их методического инструментария и материально-технического обеспечения. Совершенствование и модернизация технологий предусматривает и придание им технологических характеристик гибкости, вариативности, многоцелевого назначения (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович).

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий.

Цель – рассмотреть специфику технологии модульного обучения, возможность ее использования в любой организационной системе обучения.

1. Понятие «обучающий модуль».

2. Принципы модульного обучения.

3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.

4. Особенности организации педагогического контроля.

5. Преимущества модульного обучения.

Основные понятия: обучающий модуль, элемент модуля, базовая компонента модуля, вариативная компонента модуля, рейтинговая система оценки знаний.

Понятие «Обучающий модуль»

В условиях рыночной экономики возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. Поэтому необходимы новые технологии обучения, гарантирующие развитие у студентов творческого мышления.

Технология модульного обучения как альтернатива традиционному обучению появилась и приобрела популярность в образовательных учреждениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. ХХ в. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

Модуль – это относительно самостоятельная часть какой-либо системы, несущая определенную функциональную нагрузку. В теории обучения это определенная «порция» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеев).

Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача информационной части (дисциплины, разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы) – формирование теоретических знаний, функции деятельностной части (лабораторные практикумы, лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные проекты) – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Основным структурным компонентом обучающего модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение (например, в виде пакета прикладных программ). Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании и для практической работы после окончания профессионального образовательного учреждения.

Структурная схема блока изучаемого предмета – это:

Модуль мотивации, включающий цели и задачи модуля; область применения знаний, умений и навыков, получаемых в данном модуле; профессиональная значимость знаний модуля для конкретной специальности.

Модуль информационного обеспечения, содержащий УМК (учебно-методический комплекс). Модуль информационного обеспечения дает возможность студенту выйти за рамки учебной программы и заниматься самообучением и исследовательской работой.

Модуль контроля и диагностики может включать в себя вопросы для самопроверки; индивидуальные задания; тесты. Для этого модуля основным показателем является объективность оценки. Поэтому в самом начале изучения модуля студенты должны четко знать систему оценок.

Модуль содержания включает структурированный учебный материал, где содержится логически законченный, целостный объем знаний, который может быть базой для изучения следующих модулей, а может и самостоятельно использоваться специалистом в процессе профессиональной деятельности.

В теории модульного обучения используются специфические принципы, тесно связанные с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П.Я. Юцявичене).

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, методах и организационных формах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным частям – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, т.е. модуль имеет четкую структуру. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают отдельную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели, называемый элементом модуля.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержание модулей с учетом социального заказа. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Один из путей выхода состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности.

Сформулируем его педагогические правила:

· содержание каждого элемента и, следовательно, модуля может легко изменяться или дополняться;

· конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

· модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучаемых, т.е. обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Ограниченность деятельного подхода в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемого. При реализации данного принципа должны соблюдаться правила: исходная диагностика знаний, по результатам которой строится индивидуализированная структура конкретного модуля; индивидуальный темп освоения; индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

Принцип осознанной перспективы требует соблюдения определенных педагогических правил. Каждому обучающемуся вначале надо представить всю модульную программу. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат. В модульную программу должна входить программа учебных действий для достижения обучающимся близких, средних и отдаленных перспектив.

На эффективность учения влияет множество факторов: соответствие содержания обучения возможностям обучающихся; умение выбирать ими оптимальные пути усвоения материала; степень сформированности навыков самостоятельного познания; умение педагога выбирать наиболее приемлемое для данных условий сочетание методов обучения. Поэтому модульное обучение должно базироваться на принципе разносторонности методического консультирования.

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому.

Принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения.

Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения педагогических правил:

· модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня;

· она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;

· модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения;

· в процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

Принципы модульного обучения взаимосвязаны, опираются на общедидактические. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: