Словарь персоналий
Александр Михайлович (1301—1339) — великий князь Тверской (1325—1327, 1337—1339) и Владимирский (1325—1327). Сын князя Михаила Ярославича. Соперничал с великим князем Московским Иваном I Кали-той в борьбе за влияние в Северо-Восточной Руси. Был лишен великого тверского княжения после восстания против Орды в 1327 г. Бежал во Псков, где был провозглашен князем. В 1337г. вновь получил в Орде ярлык на великое тверское княжение. В 1339г. вызван в Орду, где был убит вместе с сыном Федором.
Василий I Дмитриевич (1371—1425) — великий князь Московский (1389—1425). Сын Дмитрия Донского. При нем продолжалось объединение русских земель. Были присоединены Нижегородская земля, Муром-ское княжество, Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, зем-ч ы„,—
ли коми. В период его княжения росло феодальное землевладение. Был женат на дочери литовского великого князя Витовта Софье. При Василии I Русь испытала два татарских нашествия — в 1395 г. (Тимура),
в 1408 г. (Едигея). Василий II Васильевич Темный (1415—1462) — великий
|
|
князь Московский (1425—1462), сын Василия I Дмитриевича и Софьи, дочери литовского князя Витовта;
внук Дмитрия Донского. В феодальной междоусобной борьбе 1425—1453 гг. одержал победу. Противниками Василия II выступала коалиция удельных князей во главе с его дядей — галицким князем Юрием Дмитриевичем. В ходе войны, осложненной одновременной борьбой с Казанским ханством, великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям. В 1446г. Василий II был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой (сыном Юрия Дмитриевича), отсюда пошло его прозвище «Темный». Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и Печерского края.
В начале 50-х годов XV в. Василий II одержал победу, так как централизаторскую политику московских князей поддержали дворянство, духовенство и города. Василий II уничтожил все уделы в Московском княжестве. В его правление была отвергнута уния православной церкви с католической, провозглашенная Флорентийским собором 1439 г. По воле Василия Темного митрополитом был избран русский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Василий III Иванович (1479—1533) — великий князь Московский (1505—1533), сын Ивана III и Софьи Па-леолог. Василия III называют «последним собирателем земли русской», так как при нем были присоединены последние полусамостоятельные русские земли — Псков, Волоцкий удел, Рязанское, Новгород-Северское княжества. В ходе русско-литовской войны в начале XVI в. в состав России вошел Смоленск (1514). В своей внутренней политике Василий III опирался на помощь церкви, поддерживающей его в политической борьбе с феодальной оппозицией. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению привилегий княжеско-боярской аристократии.
|
|
66
В княжение Василия III произошло обострение отношений с Крымским ханством и Казанью, были завязаны отношения России с Францией, Индией и др. Несмотря на приглашение в страну специалистов из Европы, выступил сторонником «опоры на собственные силы» и традиции в развитии отечественной культуры. Поощрял идеологическое обоснование положения Москвы как «третьего Рима», для чего активно опирался на сочинение Иосифа Волоцкого «Сказания о князьях Владимирских». При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства. Василий III в договоре 1514г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I первым из российских правителей был назван царем.
Даниил Александрович (1261—1303) — младший сын Александра Невского. Великий князь Московский. Активный участник междоусобной борьбы за владимирское великое княжение с братьями Дмитрием и Андреем. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного. Предпринял шаги по обособлению Московского княжества и его укреплению. Основал Данилов монастырь в Москве (нынешняя резиденция Патриарха Московского и Всея Руси). Канонизирован Русской православной церковью.
Дмитрий Иванович Донской (1350—1389) — великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1362), сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. Первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. В Куликовской битве 1380г., завершившейся разгромом войск Золотой Орды, проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. При нем был построен первый каменный Кремль в Москве (1367г.), появилась артиллерия, которая в 1382г. применялась при обороне Москвы от. войск Тохтамыша. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть в великом Владимирском княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.
67
Иван I Данилович Калита (1296—1340) — князь Московски» (с 1325), великий князь Владимирский (с 1328), сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского. Иван I был жестоким и хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем. Он сыграл большую роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы, используя в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Иван I беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжелыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями. Влияние Ивана I распространялось на ряд земель Северо-Восточной Руси. При нем к Москве были присоединены Тверь, Псков, Новгород. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка». Их он использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.
Располагая значительными денежными средствами, Иван I проводил политику расширения Московского княжества и вошел в историю под названием «собирателя русских земель». При Иване I Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Построил в Москве дубовый Кремль, каменные Успенский и Архангельский соборы, ряд церквей. Иван I заложил основы для последующего превращения Москвы в центр «собирания» русских земель и борьбы против монголо-татарского ига. Деятельность Ивана I Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы и начался экономический подъем Руси.
|
|
Иван П Иванович Красный (Кроткий) (1326—1359) — сын Ивана Калиты. Великий князь Московский и Владимирский (с 1354). После смерти братьев Симеона Гордого и Андрея получил в Орде ярлык на великое княжение во Владимире. Способствовал укреплению авторитета на Руси духовной власти митрополита Алексия. Избегая военных конфликтов, способствовал ослаблению военного противостояния в разрешении
68
споров между русскими князьями. Продолжал политику своего отца по объединению русских земель.
Иван III Васильевич (1440—1505) — сын Василия II Васильевича Темного. Великий князь Владимирский (с 1462) и Московский. Государь всея Руси (с 1478). Создатель Московского царства. Присоединил к Московскому княжеству Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Тверское княжество, ряд других территорий. Территория Русского государства при Иване III увеличилась вдвое. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480). Вел активные и успешные боевые действия против Литовского княжества, Ливонского ордена. Казанского ханства. Направил военные отряды в Западную Сибирь. В период его правления завершилось сложение основной территории Российского централизованного государства, формирование централизованного аппарата власти; приказы, Судебник 1497 г.— первый законодательный кодекс единого государства, согласно которому был ограничен крестьянский выход; получило развитие поместное землевладение и сильно возросло политическое значение дворянства. Активно боролся с сепаратизмом удельных князей и боярских родов. Вырос международный авторитет Русского государства, были установлены дипломатические связи с многими западноевропейскими странами.
При Иване III началось оформление полного титула «великого князя всея Руси», в некоторых документах он именуется уже царем. Вторично был женат на Софье Палеолог — племяннице последнего византийского императора, что дало основание официально объявить Россию (так теперь стало называться русское государство) «третьим Римом». Был инициатором полной реконструкции московского Кремля, строительства Ивангорода, сооружения каменных крепостей в Коломне, Туле. Первым из московских государей активно привлекал для этого иностранных специалистов. Первым из русских правителей получил официальный титул «Государь всея Руси».
|
|
Иона (?— 1461) — московский митрополит с 1448 г. В период феодальной войны 1425—1453 гг. поддерживал великого князя московского Василия II Васильевича. Канонизирован Русской православной церковью.
Исидор (?— 1462) — митрополит всея Руси, писатель. Грек по происхождению. Был достаточно хорошо образован, знал несколько европейских языков, в том числе изучал русский язык. Игумен монастыря Св. Димитрия в Константинополе. В 1437г. назначен митрополитом Киевским и Московским. Сторонник заключения унии с папским престолом. Участник Флорентийского собора. По возвращении в Москву начал внедрять католицизм. Арестован по приказу Василия II и осужден на соборе русских епископов. Позже бежал из заточения и был назначен папой римским номинальным константинопольским патриархом. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) (1439— 1515) — церковный деятель, писатель. Из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 1460г. был пострижен в монахи в Пафнутьево-Боровском монастыре, где провел последующие 20 лет. После смерти Пафнутия был утвержден игуменом монастыря. В 1503 г. вступил в борьбу с нестяжателями по вопросу монастырского землевладения. Стоял у истоков особого направления русской общественной мысли конца XV — начала XVI в. — иосифлянства, связанного с защитой церковно-монастырского землевладения, незыблемостью религиозных догматов, укреплением государственности на Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
Максим Грек (наст. имя Михаил Триволис) (1475— 1556) — публицист, писатель, переводчик. В 1518г. по приглашению князя Василия III Ивановича прибыл из Афонского монастыря в Русское государство для перевода церковных книг. Принял активное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами, критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы кормлений, что привело его к ссылке. Идеал государства, по Максиму Греку, близок к идее сослов-но-представительной монархии. Монарх, по его мнению, должен руководствоваться в своей деятельности нормами христианской морали. Максим Грек прославился как публицист: написал многочисленные проповеди, философские и богословские рассуждения.
Михаил Ярославич (1271— 1318) — князь Тверской (с
70
1285), великий князь Владимирский (1305—1317). Боролся с Юрием Даниловичем Московским за великое княжение. Убит в Золотой Орде. Мамай (?—1380) — татарский темник (командир отряда в 10 000 человек), правитель Золотой Орды. Командовал походами на русские земли, но потерпел поражение от Дмитрия Донского в битвах на р. Воже (1378) и на Дону (Куликовская битва 1380г.). Потеряв власть в Золотой Орде, бежал в Крым, где был убит.
Нил Сорский (в миру— Николай Майков) (1433— 1508) — основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих.
Симеон Иванович Гордый (1316—1353) — старший сын Ивана Калиты. Великий князь Московский и Владимирский. Успешно воевал с Новгородом и Литвой. Способствовал укреплению авторитета Московского княжества в русских землях. Умер от чумы.
Сергий Радонежский (1321—1391) — родился в семье боярина. Вместе со старшим братом Стефаном около 1310—1340гг. основал Троицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре общежитейский устав, уничтожив существовавшее до него раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные объединения. Авторитет Сергия Радонежского тесно связывался с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерархами. Он активно влиял на церковные и политические дела своего времени. В 1380г. Сергий благословил Дмитрия, когда тот отправился на Куликовскую битву. Канонизирован Русской православной церковью.
Тимур (Тамерлан) (1336—1405) — среднеазиатский полководец, эмир (1370—1405). В ходе междоусобных войн золотоордынских ханов выдвинулся и приобрел большую силу. В 1370г. он захватил Самарканд и, сделав его своей столицей, стал единолично управлять страной от имени потомков Чингисхана. Тимур создал обширную державу, покорив народы Закавказья, Ин-
дии, Ирана, Малой Азии, Казахстана, Хорезма. В 1395 г. Тимур захватил столицу Золотой Орды, разгромив войска хана Тохтамыша, разорил некоторые поселения на юге Руси, но не пошел дальше.
Имя Тимура стало синонимом жестокого завоевателя. В Афганистане для устрашения населения Тимур приказал построить башню из 2 тыс. живых пленников, пересыпав их глиной и битым кирпичом. В Индии Тимур распорядился казнить 100 тыс. пленных воинов, чтобы они не подняли вновь восстание против него. После смерти Тимура в 1405 г. его государство распалось на несколько частей. В Самарканде власть перешла к внуку Тимура, знаменитому астроному и ученому Улугбеку. Время его правления стало «золотым веком» в истории узбекской культуры. При нем была построена знаменитая обсерватория для наблюдений за звездами и небесными телами. При Улугбеке происходило интенсивное развитие ремесла, торговли и городов, что привело к образованию на рубеже XV в. единой узбекской народности.
Тохтамыш (?—1406) — потомок хана Джучи, хан Золотой Орды. Воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве 1380 г., воцарился в Орде. Пресек внутренние смуты и за первые семь лет правления сумел восстановить государственное единство Золотой Орды. Опустошил земли Московского княжества, в 1382г. обманом взял Москву, разграбил и сжег ее. Вел неудачную борьбу с Тимуром. Убит сибирским ханом Шадибеком.
Узбек (?—1342) — хан Золотой Орды. Ввел ислам в качестве государственной религии. В 1327 г. подавил восстание в Твери.
XIII в. — 1325)— сын Даниила Александровича, внук Александра Невского. Князь московский (с 1303), князь владимирский (с 1317). Он присоединил к московскому великому княжеству Можайск и другие территории. Вел борьбу за великокняжеский стол с тверским князем, позднее он вступил в союз с Новгородом против Твери. Около двух лет находился в Золотой Орде, где женился на сестре хана Узбека и получил
ярлык на великое княжение. Воевал против тверского князя Михаила, совершил поход на Швецию. Убит в Золотой Орде сыном тверского князя Дмитрием Михайловичем.
Словарь терминов и понятий
Библия (греч. — «книги») — собрание древних текстов, канонизированное в христианстве и иудаизме в качестве Священного писания. Состоит из двух частей: Ветхого Завета, более древнего и объемного (Ветхий Завет признается и иудаизмом, и христианством) и Нового Завета, признаваемого только христианством. По христианским представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним народом (евреями), заменен после явления Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Всего Библия насчитывает 77 книг (глав). Появление Библии у славян связано с переводческой деятельностью Кирилла и Мефодия во второй половине IX в. В 1564г. на московском Печатном дворе Иван Федоров издал Апостол. В 1580—1581 гг. он напечатал полную Библию в г. Острог на Волыни. В конце XVII в. пастор Э. Глюк У перевел Библию на русский язык (перевод не сохранился).
Ветхий Завет — собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, составляющее первую часть христианской Библии. «Завет» (договор) был (по этим книгам) составлен между Богом и людьми, причем Бог даровал «избранному народу» обетованную землю, а народ обязался соблюдать данный Богом закон. Волостели — при Иване III осуществляли власть в сельских местностях — волостях.
Волость — административно-территориальная единица России до 1923 г. В Древней Руси — вся территория, подчиненная князю.
Догмат (греч. — «учение, точка зрения») — положение, принимаемое без учета конкретных условий, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития. Догматизм — метод мышления, опирающийся на догмы.
73
Ересь (греч. — «особое вероучение») — оппозиционное направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV—XVI вв. — выступление стригольников, нестяжателей и т. д. В средневековье ереси обычно служили формой социального протеста, использовались народными массами в борьбе против феодального гнета.
«Жидовствующие» — название сторонников новгород-ско-московской ереси, обвиненных в приверженности (к иудаизму. Появились в конце XV — начале XVI в. | в Новгороде и Москве. Отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям. ^
Иосифляне — представители церковно-политического /течения в Русском государстве в конце XV—XVI вв.,, выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое ) название получили как последователи Иосифа Волоц-ikoto, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. (Экономической основой влияния иосифлян являлось ''крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией ^и выступали против великокняжеской власти, стре-'мившейся к секуляризации церковных земель. На цер-Жовном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки оо стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.
Иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во второй половине XVI в. наступление государственной власти на церковь с целью ее полногг подчинения и сокращения церковных привилегий пр.
______
е
74
вело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. К XVII в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.
Иудаизм — религия, распространенная в основном среди евреев, имеет множество ритуальных предписаний, охватывающих все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом Завете и Талмуде (комментарии к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь — синагога.
Кормление — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Великий или удельный князь посылал в города или волости бояр в качестве наместников и волостелей, которых население было обязано содержать в течение всего срока службы. В результате земской реформы 1555—1556гг. система кормления была ликвидирована.
s.
Лавра — название крупных и важных по своему значению православных мужских монастырей в России, непосредственно подчинявшихся патриарху, а с 1721 г.— синоду (Киево-Печерская с 1598г., Троице-Сергиева с 1744 г., Александро-Невская с 1797 г., Почаевско-Успенская с 1833 г.).
«Москва — третий Рим» — политическая теория XV— XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константинополь — пал от турок-османов, третий Рим — Москва — будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, является Московская Русь — «третий Рим». Московское государство — название Российского государства XV—XVII вв.
Московское княжество — феодальное государство на "и в XIV—XV вв. Первоначально территория мос-
ковского княжества включала земли по реке Москва и в верховьях реки Клязьмы. Оно возглавляло борьбу русских земель за объединение и освобождение от ига Золотой Орды и явилось основой Русского централизованного государства, русской народности и культуры.
1естяжатели — религиозно-политическое течение конца XV — начала XVI в., возглавляемое Нилом Со-• рским. Требовали преобразования церкви, отказа от f церковных богатств и земель, выступали за самоусо-! вершенствование, аскетизм, личный труд монахов. По-| лемика с иосифлянами завершилась осуждением нес-| тяжателей на церковном соборе 1531 г. К середине i XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей ^и иосифлян ослабла.
/Пожилое — пошлина, которую выплачивал крестьянин | при уходе от своего владельца за неделю до и неделю (после Юрьева дня осеннего. Пожилое впервые упоми-{ нается в Судебнике 1497 г. В конце XVI—XVII в. в свя- \ зи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев
\пожилое исчезает.
Россия — страна, государство, большую часть населения которого составляют русские. Название возникло в дд.нце_ХУ в. и до начала XVIII в. употреблялось как '""Название государства наряду с названием Русь, Русская земля. Московское государство, Русское государство. С XVI в. — синоним названия Российское царство. В 1721—1917гг.— Российская империя. С 1991г.— Россия, Российская Федерация.
Русское централизованное государство — процесс образования продолжался с XIV до начала XVI в. К середине XIV в. на Руси в основном было завершено восстановление разрушенного Батыем хозяйства. Со второй половины XIV в. наблюдается существенный прогресс в главной отрасли хозяйства — земледелии. Совершенствовались ремесла, расширялась торговля. Укрепление экономических связей объективно требовало и политического объединения земель, т. е. в ко- f нечном итоге создания централизованного государе ства. Фактором, ускорившим централизацию Руе
-^ ^
была необходимость борьбы против золотоордынско-го ига, независимость, обеспечение обороноспособности страны.
Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которая со временем стала столицей великой державы. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае силой, используя для этого нередко силы Золотой Орды, присоединяли земли дипломатическим путем. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья. Основа могущества Москвы была заложена при князе Иване Калите (1325—1340). Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир. Москва стала и центром православной церкви — сюда была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. При Иване III (1462—1505) объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Московскому княжеству были присоединены Новгород Великий (1478), Тверь (1485), чернигово-северские русские земли (начало XVI в.). В 1480г., после известного «стояния на Угре», Русь окончательно освободилась от тагарского ига. Процесс объединения земель был закончен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве Рязанское княжество (1521), Псков (1510г.), Смоленск (1514).
Секуляризация — процесс обращения церковной собственности в светскую, изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. В том числе и освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.
Стригольники — название ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIV в. Стригольниками называли непосвященных церковников, имевших на голове особую стрижку. По своим убеждениям они не могли вести службу в церкви так, как предписывала церковная иерархия, которую они игнорировали.
Судебник Ивана III 1497 г. — сборник законов, сыгравших большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, в централизации Русского государства и со-шии общерусского права. Источниками Судебника
были «Русская Правда», Псковская судебная грамота, f уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он | установил единую систему государственных органов, ' определил их компетенцию, регламентировал судеб-'' ные пошлины. Это был первый кодекс законов единой | России. Он закрепил единое устройство и управление | в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник ввел правило, ограничивающее выход крестьян (Юрьев день), ввел уплату пожилого.
Троице-Сергиева лавра — мужской монастырь, осно-^7ванный Сергием Радонежским в середине XIV в. (с "1,744 — лавра). Один из самых почитаемых православных монастырей. В Троицком соборе монастыря по-:оятся мощи святого Сергия Радонежского. Под мо-(ашеским именем Боголеп в лавре похоронен Борис Годунов.
Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной централизованной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок) характер. На Руси единое государство с центром в Москве создается в конце XV в. при Иване III. Окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.
., Юрьев день — 26 ноября — дата, с которой в России (связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уло- ,' жение 1649 г. подтвердило этот запрет.
Тема 6
Российское государство в XVI в. Иван Грозный