Юрий III Данилович (конец 70-х — начало 80-х гг

Словарь персоналий

Александр Михайлович (1301—1339) — великий князь Тверской (1325—1327, 1337—1339) и Владимирский (1325—1327). Сын князя Михаила Ярославича. Сопер­ничал с великим князем Московским Иваном I Кали-той в борьбе за влияние в Северо-Восточной Руси. Был лишен великого тверского княжения после восстания против Орды в 1327 г. Бежал во Псков, где был про­возглашен князем. В 1337г. вновь получил в Орде ярлык на великое тверское княжение. В 1339г. вызван в Орду, где был убит вместе с сыном Федором.

Василий I Дмитриевич (1371—1425) — великий князь Московский (1389—1425). Сын Дмитрия Донского. При нем продолжалось объединение русских земель. Были присоединены Нижегородская земля, Муром-ское княжество, Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, зем-ч ы„,—

ли коми. В период его княжения росло феодальное землевладение. Был женат на дочери литовского вели­кого князя Витовта Софье. При Василии I Русь ис­пытала два татарских нашествия — в 1395 г. (Тимура),

в 1408 г. (Едигея). Василий II Васильевич Темный (1415—1462) — великий

князь Московский (1425—1462), сын Василия I Дмит­риевича и Софьи, дочери литовского князя Витовта;

внук Дмитрия Донского. В феодальной междоусобной борьбе 1425—1453 гг. одержал победу. Противниками Василия II выступала коалиция удельных князей во главе с его дядей — галицким князем Юрием Дмитри­евичем. В ходе войны, осложненной одновременной борьбой с Казанским ханством, великокняжеский пре­стол несколько раз переходил к галицким князьям. В 1446г. Василий II был ослеплен двоюродным бра­том Дмитрием Шемякой (сыном Юрия Дмитриевича), отсюда пошло его прозвище «Темный». Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярослав­ских земель и Печерского края.

В начале 50-х годов XV в. Василий II одержал побе­ду, так как централизаторскую политику московских князей поддержали дворянство, духовенство и города. Василий II уничтожил все уделы в Московском княжес­тве. В его правление была отвергнута уния православ­ной церкви с католической, провозглашенная Флорен­тийским собором 1439 г. По воле Василия Темного митрополитом был избран русский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости русской церкви от константинопольского патриарха. Василий III Иванович (1479—1533) — великий князь Московский (1505—1533), сын Ивана III и Софьи Па-леолог. Василия III называют «последним собирате­лем земли русской», так как при нем были присо­единены последние полусамостоятельные русские зем­ли — Псков, Волоцкий удел, Рязанское, Новгород-Северское княжества. В ходе русско-литовской войны в начале XVI в. в состав России вошел Смоленск (1514). В своей внутренней политике Василий III опи­рался на помощь церкви, поддерживающей его в поли­тической борьбе с феодальной оппозицией. В правле­ние Василия III росло поместное дворянское землевла­дение, принимались меры по ограничению привилегий княжеско-боярской аристократии.

66

В княжение Василия III произошло обострение от­ношений с Крымским ханством и Казанью, были завя­заны отношения России с Францией, Индией и др. Несмотря на приглашение в страну специалистов из Европы, выступил сторонником «опоры на собствен­ные силы» и традиции в развитии отечественной куль­туры. Поощрял идеологическое обоснование положе­ния Москвы как «третьего Рима», для чего активно опирался на сочинение Иосифа Волоцкого «Сказания о князьях Владимирских». При нем заметно упрочи­лось международное положение Московского государ­ства. Василий III в договоре 1514г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I пер­вым из российских правителей был назван царем.

Даниил Александрович (1261—1303) — младший сын Александра Невского. Великий князь Московский. Ак­тивный участник междоусобной борьбы за владимир­ское великое княжение с братьями Дмитрием и Андре­ем. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного. Пред­принял шаги по обособлению Московского княжества и его укреплению. Основал Данилов монастырь в Мос­кве (нынешняя резиденция Патриарха Московского и Всея Руси). Канонизирован Русской православной церковью.

Дмитрий Иванович Донской (1350—1389) — великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1362), сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. Первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоева­телей. В Куликовской битве 1380г., завершившейся разгромом войск Золотой Орды, проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. При нем был построен первый каменный Кремль в Москве (1367г.), появилась артиллерия, которая в 1382г. при­менялась при обороне Москвы от. войск Тохтамыша. Был первым русским князем, передавшим по наследст­ву власть в великом Владимирском княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской пра­вославной церковью.

67

Иван I Данилович Калита (1296—1340) — князь Мос­ковски» (с 1325), великий князь Владимирский (с 1328), сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского. Иван I был жестоким и хитрым, умным и упорным в достижении своих целей пра­вителем. Он сыграл большую роль в усилении Мос­ковского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы, используя в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Иван I беспощадно пресекал народное недоволь­ство, вызывавшееся тяжелыми поборами, расправлял­ся с политическими противниками — другими рус­скими князьями. Влияние Ивана I распространялось на ряд земель Северо-Восточной Руси. При нем к Мос­кве были присоединены Тверь, Псков, Новгород. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка». Их он ис­пользовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.

Располагая значительными денежными средствами, Иван I проводил политику расширения Московского княжества и вошел в историю под названием «со­бирателя русских земель». При Иване I Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важ­ное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Построил в Москве дубовый Кремль, ка­менные Успенский и Архангельский соборы, ряд це­рквей. Иван I заложил основы для последующего пре­вращения Москвы в центр «собирания» русских земель и борьбы против монголо-татарского ига. Деятель­ность Ивана I Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического мо­гущества Москвы и начался экономический подъем Руси.

Иван П Иванович Красный (Кроткий) (1326—1359) — сын Ивана Калиты. Великий князь Московский и Вла­димирский (с 1354). После смерти братьев Симеона Гордого и Андрея получил в Орде ярлык на великое княжение во Владимире. Способствовал укреплению авторитета на Руси духовной власти митрополита Алексия. Избегая военных конфликтов, способствовал ослаблению военного противостояния в разрешении

68

споров между русскими князьями. Продолжал полити­ку своего отца по объединению русских земель.

Иван III Васильевич (1440—1505) — сын Василия II Ва­сильевича Темного. Великий князь Владимирский (с 1462) и Московский. Государь всея Руси (с 1478). Со­здатель Московского царства. Присоединил к Москов­скому княжеству Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Тверское княжество, ряд других территорий. Территория Русского государства при Иване III увеличилась вдвое. При Иване III про­изошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480). Вел активные и успешные бое­вые действия против Литовского княжества, Ливонско­го ордена. Казанского ханства. Направил военные от­ряды в Западную Сибирь. В период его правления завершилось сложение основной территории Россий­ского централизованного государства, формирование централизованного аппарата власти; приказы, Судеб­ник 1497 г.— первый законодательный кодекс единого государства, согласно которому был ограничен крес­тьянский выход; получило развитие поместное земле­владение и сильно возросло политическое значение дворянства. Активно боролся с сепаратизмом удель­ных князей и боярских родов. Вырос международный авторитет Русского государства, были установлены дипломатические связи с многими западноевропейски­ми странами.

При Иване III началось оформление полного титу­ла «великого князя всея Руси», в некоторых докумен­тах он именуется уже царем. Вторично был женат на Софье Палеолог — племяннице последнего византий­ского императора, что дало основание официально объявить Россию (так теперь стало называться русское государство) «третьим Римом». Был инициатором полной реконструкции московского Кремля, строи­тельства Ивангорода, сооружения каменных крепостей в Коломне, Туле. Первым из московских государей активно привлекал для этого иностранных специали­стов. Первым из русских правителей получил офици­альный титул «Государь всея Руси».

Иона (?— 1461) — московский митрополит с 1448 г. В период феодальной войны 1425—1453 гг. поддержи­вал великого князя московского Василия II Васильеви­ча. Канонизирован Русской православной церковью.

Исидор (?— 1462) — митрополит всея Руси, писатель. Грек по происхождению. Был достаточно хорошо об­разован, знал несколько европейских языков, в том числе изучал русский язык. Игумен монастыря Св. Димитрия в Константинополе. В 1437г. назначен мит­рополитом Киевским и Московским. Сторонник за­ключения унии с папским престолом. Участник Фло­рентийского собора. По возвращении в Москву начал внедрять католицизм. Арестован по приказу Васи­лия II и осужден на соборе русских епископов. Позже бежал из заточения и был назначен папой римским номинальным константинопольским патриархом. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) (1439— 1515) — церковный деятель, писатель. Из семьи небо­гатого волоколамского землевладельца. В 1460г. был пострижен в монахи в Пафнутьево-Боровском монас­тыре, где провел последующие 20 лет. После смерти Пафнутия был утвержден игуменом монастыря. В 1503 г. вступил в борьбу с нестяжателями по вопросу монастырского землевладения. Стоял у истоков особо­го направления русской общественной мысли конца XV — начала XVI в. — иосифлянства, связанного с за­щитой церковно-монастырского землевладения, незы­блемостью религиозных догматов, укреплением госу­дарственности на Руси. Канонизирован Русской право­славной церковью.

Максим Грек (наст. имя Михаил Триволис) (1475— 1556) — публицист, писатель, переводчик. В 1518г. по приглашению князя Василия III Ивановича прибыл из Афонского монастыря в Русское государство для пере­вода церковных книг. Принял активное участие в спо­рах между нестяжателями и иосифлянами, критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплу­атации крестьянства духовными феодалами, против системы кормлений, что привело его к ссылке. Идеал государства, по Максиму Греку, близок к идее сослов-но-представительной монархии. Монарх, по его мне­нию, должен руководствоваться в своей деятельности нормами христианской морали. Максим Грек просла­вился как публицист: написал многочисленные пропо­веди, философские и богословские рассуждения.

Михаил Ярославич (1271— 1318) — князь Тверской (с

70

1285), великий князь Владимирский (1305—1317). Бо­ролся с Юрием Даниловичем Московским за великое княжение. Убит в Золотой Орде. Мамай (?—1380) — татарский темник (командир от­ряда в 10 000 человек), правитель Золотой Орды. Ко­мандовал походами на русские земли, но потерпел поражение от Дмитрия Донского в битвах на р. Воже (1378) и на Дону (Куликовская битва 1380г.). Потеряв власть в Золотой Орде, бежал в Крым, где был убит.

Нил Сорский (в миру— Николай Майков) (1433— 1508) — основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствова­ния и аскетизма. Противник церковного землевладе­ния, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих.

Симеон Иванович Гордый (1316—1353) — старший сын Ивана Калиты. Великий князь Московский и Влади­мирский. Успешно воевал с Новгородом и Литвой. Способствовал укреплению авторитета Московского княжества в русских землях. Умер от чумы.

Сергий Радонежский (1321—1391) — родился в семье боярина. Вместе со старшим братом Стефаном около 1310—1340гг. основал Троицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре общежитейский устав, уничтожив существовавшее до него раздельное жи­тельство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные объединения. Ав­торитет Сергия Радонежского тесно связывался с се­мьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерар­хами. Он активно влиял на церковные и политические дела своего времени. В 1380г. Сергий благословил Дмитрия, когда тот отправился на Куликовскую бит­ву. Канонизирован Русской православной церковью.

Тимур (Тамерлан) (1336—1405) — среднеазиатский полководец, эмир (1370—1405). В ходе междоусобных войн золотоордынских ханов выдвинулся и приобрел большую силу. В 1370г. он захватил Самарканд и, сделав его своей столицей, стал единолично управлять страной от имени потомков Чингисхана. Тимур создал обширную державу, покорив народы Закавказья, Ин-

дии, Ирана, Малой Азии, Казахстана, Хорезма. В 1395 г. Тимур захватил столицу Золотой Орды, раз­громив войска хана Тохтамыша, разорил некоторые поселения на юге Руси, но не пошел дальше.

Имя Тимура стало синонимом жестокого завоева­теля. В Афганистане для устрашения населения Тимур приказал построить башню из 2 тыс. живых плен­ников, пересыпав их глиной и битым кирпичом. В Ин­дии Тимур распорядился казнить 100 тыс. пленных воинов, чтобы они не подняли вновь восстание против него. После смерти Тимура в 1405 г. его государство распалось на несколько частей. В Самарканде власть перешла к внуку Тимура, знаменитому астроному и ученому Улугбеку. Время его правления стало «золо­тым веком» в истории узбекской культуры. При нем была построена знаменитая обсерватория для наблю­дений за звездами и небесными телами. При Улугбеке происходило интенсивное развитие ремесла, торговли и городов, что привело к образованию на рубеже XV в. единой узбекской народности.

Тохтамыш (?—1406) — потомок хана Джучи, хан Золо­той Орды. Воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве 1380 г., воцарился в Орде. Пресек внутренние смуты и за первые семь лет правления сумел восстановить государственное единство Золотой Орды. Опустошил земли Московского княжества, в 1382г. обманом взял Москву, разграбил и сжег ее. Вел неудачную борьбу с Тимуром. Убит сибирским ханом Шадибеком.

Узбек (?—1342) — хан Золотой Орды. Ввел ислам в ка­честве государственной религии. В 1327 г. подавил вос­стание в Твери.

XIII в. — 1325)— сын Даниила Александровича, внук Александра Невского. Князь московский (с 1303), князь владимирский (с 1317). Он присоединил к мос­ковскому великому княжеству Можайск и другие тер­ритории. Вел борьбу за великокняжеский стол с твер­ским князем, позднее он вступил в союз с Новгородом против Твери. Около двух лет находился в Золотой Орде, где женился на сестре хана Узбека и получил

ярлык на великое княжение. Воевал против тверского князя Михаила, совершил поход на Швецию. Убит в Золотой Орде сыном тверского князя Дмитрием Михайловичем.

Словарь терминов и понятий
Библия
(греч. — «книги») — собрание древних текстов, канонизированное в христианстве и иудаизме в качест­ве Священного писания. Состоит из двух частей: Ветхо­го Завета, более древнего и объемного (Ветхий Завет признается и иудаизмом, и христианством) и Нового Завета, признаваемого только христианством. По христианским представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним народом (евреями), заменен после явления Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Всего Библия насчитывает 77 книг (глав). Появление Библии у славян связано с переводческой деятельностью Кирилла и Мефодия во второй половине IX в. В 1564г. на москов­ском Печатном дворе Иван Федоров издал Апостол. В 1580—1581 гг. он напечатал полную Библию в г. Острог на Волыни. В конце XVII в. пастор Э. Глюк У перевел Библию на русский язык (перевод не сохранился).

Ветхий Завет — собрание избранных произведений древ­нееврейской религиозной литературы, составляющее первую часть христианской Библии. «Завет» (договор) был (по этим книгам) составлен между Богом и людьми, причем Бог даровал «избранному народу» обетованную землю, а народ обязался соблюдать данный Богом закон. Волостели — при Иване III осуществляли власть в сельских местностях — волостях.

Волость — административно-территориальная единица России до 1923 г. В Древней Руси — вся территория, подчиненная князю.

Догмат (греч. — «учение, точка зрения») — положение, принимаемое без учета конкретных условий, признава­емое неизменным, несмотря на изменение объектив­ных условий развития. Догматизм — метод мышления, опирающийся на догмы.

73

Ересь (греч. — «особое вероучение») — оппозиционное направление по отношению к господствующему в ре­лигии толкованию догм и обрядов, течение, выступаю­щее за преобразование церкви. В XIV—XVI вв. — вы­ступление стригольников, нестяжателей и т. д. В сред­невековье ереси обычно служили формой социального протеста, использовались народными массами в борь­бе против феодального гнета.

«Жидовствующие» — название сторонников новгород-ско-московской ереси, обвиненных в приверженности (к иудаизму. Появились в конце XV — начале XVI в. | в Новгороде и Москве. Отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия. Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям. ^

Иосифляне — представители церковно-политического /течения в Русском государстве в конце XV—XVI вв.,, выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое ) название получили как последователи Иосифа Волоц-ikoto, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. (Экономической основой влияния иосифлян являлось ''крупное монастырское землевладение. Вначале иоси­фляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией ^и выступали против великокняжеской власти, стре-'мившейся к секуляризации церковных земель. На цер-Жовном соборе 1503 г. выступили против проекта лик­видации монастырского землевладения, который вы­двигали так называемые нестяжатели, поддерживае­мые Иваном III. Однако необходимость поддержки оо стороны церкви вынудила Ивана III пойти на ус­тупки иосифлянам. С этого времени они стали про­поведовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии рус­ского самодержавия.

Иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во второй половине XVI в. наступление государственной власти на церковь с целью ее полногг подчинения и сокращения церковных привилегий пр.

______

е

74

вело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. К XVII в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое суще­ствование.

Иудаизм — религия, распространенная в основном среди евреев, имеет множество ритуальных предписа­ний, охватывающих все стороны быта верующих. Ос­новы вероучения иудаизма изложены в Ветхом Завете и Талмуде (комментарии к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь — синагога.

Кормление — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Великий или удельный князь посылал в города или волости бояр в качестве наместников и волос­телей, которых население было обязано содержать в течение всего срока службы. В результате земской реформы 1555—1556гг. система кормления была лик­видирована.

s.

Лавра — название крупных и важных по своему значе­нию православных мужских монастырей в России, не­посредственно подчинявшихся патриарху, а с 1721 г.— синоду (Киево-Печерская с 1598г., Троице-Сергиева с 1744 г., Александро-Невская с 1797 г., Почаевско-Успенская с 1833 г.).

«Москва — третий Рим» — политическая теория XV— XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значе­ние столицы Русского государства Москвы как полити­ческого и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московско­му великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константино­поль — пал от турок-османов, третий Рим — Моск­ва — будет стоять вечно. Четвертому Риму не бы­вать». Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, является Московская Русь — «третий Рим». Московское государство — название Российского госу­дарства XV—XVII вв.

Московское княжество — феодальное государство на "и в XIV—XV вв. Первоначально территория мос-

ковского княжества включала земли по реке Москва и в верховьях реки Клязьмы. Оно возглавляло борьбу русских земель за объединение и освобождение от ига Золотой Орды и явилось основой Русского центра­лизованного государства, русской народности и куль­туры.

1естяжатели — религиозно-политическое течение кон­ца XV — начала XVI в., возглавляемое Нилом Со-• рским. Требовали преобразования церкви, отказа от f церковных богатств и земель, выступали за самоусо-! вершенствование, аскетизм, личный труд монахов. По-| лемика с иосифлянами завершилась осуждением нес-| тяжателей на церковном соборе 1531 г. К середине i XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей ^и иосифлян ослабла.

/Пожилое — пошлина, которую выплачивал крестьянин | при уходе от своего владельца за неделю до и неделю (после Юрьева дня осеннего. Пожилое впервые упоми-{ нается в Судебнике 1497 г. В конце XVI—XVII в. в свя- \ зи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев

\пожилое исчезает.

Россия — страна, государство, большую часть населе­ния которого составляют русские. Название возникло в дд.нце_ХУ в. и до начала XVIII в. употреблялось как '""Название государства наряду с названием Русь, Русская земля. Московское государство, Русское государство. С XVI в. — синоним названия Российское царство. В 1721—1917гг.— Российская империя. С 1991г.— Россия, Российская Федерация.

Русское централизованное государство — процесс об­разования продолжался с XIV до начала XVI в. К сере­дине XIV в. на Руси в основном было завершено вос­становление разрушенного Батыем хозяйства. Со вто­рой половины XIV в. наблюдается существенный прогресс в главной отрасли хозяйства — земледелии. Совершенствовались ремесла, расширялась торговля. Укрепление экономических связей объективно требо­вало и политического объединения земель, т. е. в ко- f нечном итоге создания централизованного государе ства. Фактором, ускорившим централизацию Руе

-^ ^

была необходимость борьбы против золотоордынско-го ига, независимость, обеспечение обороноспособ­ности страны.

Русское централизованное государство образова­лось вокруг Москвы, которая со временем стала сто­лицей великой державы. Проводя линию на объедине­ние русских княжеств, московские князья скупали зем­ли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае силой, используя для этого нередко силы Золо­той Орды, присоединяли земли дипломатическим пу­тем. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья. Основа могущества Москвы была заложена при князе Иване Калите (1325—1340). Благодаря гибкой внешней поли­тике московских князей удалось на несколько десяти­летий обеспечить мир. Москва стала и центром право­славной церкви — сюда была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. При Иване III (1462—1505) объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Московскому княжеству были присоедине­ны Новгород Великий (1478), Тверь (1485), чернигово-северские русские земли (начало XVI в.). В 1480г., после известного «стояния на Угре», Русь окончатель­но освободилась от тагарского ига. Процесс объедине­ния земель был закончен в начале XVI в. Князь Васи­лий III присоединил к Москве Рязанское княжество (1521), Псков (1510г.), Смоленск (1514).

Секуляризация — процесс обращения церковной соб­ственности в светскую, изъятие чего-либо из церковно­го, духовного ведения и передача светскому, граждан­скому. В том числе и освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Стригольники — название ереси в Новгороде Великом и Пскове в XIV в. Стригольниками называли непо­священных церковников, имевших на голове особую стрижку. По своим убеждениям они не могли вести службу в церкви так, как предписывала церковная иерархия, которую они игнорировали.

Судебник Ивана III 1497 г. — сборник законов, сыграв­ших большую роль в ликвидации феодальной раздроб­ленности, в централизации Русского государства и со-шии общерусского права. Источниками Судебника

были «Русская Правда», Псковская судебная грамота, f уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он | установил единую систему государственных органов, ' определил их компетенцию, регламентировал судеб-'' ные пошлины. Это был первый кодекс законов единой | России. Он закрепил единое устройство и управление | в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник ввел правило, ограничивающее выход крестьян (Юрьев день), ввел уплату пожилого.

Троице-Сергиева лавра — мужской монастырь, осно-^7ванный Сергием Радонежским в середине XIV в. (с "1,744 — лавра). Один из самых почитаемых православ­ных монастырей. В Троицком соборе монастыря по-:оятся мощи святого Сергия Радонежского. Под мо-(ашеским именем Боголеп в лавре похоронен Борис Годунов.

Централизованное государство — государство, объеди­нившее вокруг сильной централизованной власти ра­нее разрозненные земли. Объединение носит полити­ческий (общее для всех законодательство) и экономи­ческий (единый рынок) характер. На Руси единое государство с центром в Москве создается в конце XV в. при Иване III. Окончательно сложилось при пер­вых Романовых и завершилось формированием абсо­лютизма при Петре I в начале XVIII в.

., Юрьев день — 26 ноября — дата, с которой в России (связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завер­шался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судеб­нике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем запре­щено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уло- ,' жение 1649 г. подтвердило этот запрет.

Тема 6

Российское государство в XVI в. Иван Грозный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: