Смешанная экономика

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существовать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сложилась или формируется смешанная экономика.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА– это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Введение государства в рыночную систему привело к тому, что домашние хозяйства стали выплачивать в государственный бюджет налоги на сумму 200 млрд р. Из этой суммы государство 100 млрд р. расходует на закупку товаров и услуг для государственных учреждений, вооруженных сил и т. д., а 100 млрд р. возвращает домашним хозяйствам в виде пенсий и пособий. Теперь общая сумма доходов домашних хозяйств составляет 1100 млрд р., а их чистый доход, т.е. доход за вычетом налогов, составляет 900 млрд р. Выручка фирм остается равной 1000 млрд р.

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

1. Государство вырабатывает «правила игры». Непременным условием функционирования рыночной экономики выступает соответствующая ей правовая основа. Государственные органы должны обеспечить равные права всем участникам хозяйственной деятельности: пресекать злоупотребление монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами, вести борьбу с недобросовестной конкуренцией, обеспечивать защиту прав собственности, контролировать деятельность фирм с целью недопущения незаконных финансовых операций, нарушения прав потребителей, злостных банкротств и т. д. При этом сами государственные структуры обязаны действовать в рамках принятых законов, проводить экономическую политику в соответствии с установленными представительными органами власти правовыми нормами.

2. Поскольку рыночной системе органически присуща определенная нестабильность, перед любым государством стоит проблема стабилизации экономики. Решение этой проблемы сводится к нескольким задачам:

— обеспечение полной занятости;

— максимально возможное сглаживание циклических колебаний;

— недопущение того, чтобы инфляция приобрела нежелательный и особенно угрожающий характер (галопирующая, гиперинфляция);

— регулирование платежного баланса;

— создание устойчивой денежной системы.

По всей видимости, только при условии более или менее успешного решения проблемы экономической стабильности государство будет располагать необходимыми предпосылками для осуществления социальной защиты и социальных гарантий широким слоям населения: гарантия минимального уровня заработной платы, пенсионное обеспечение, финансирование производства услуг, которые не являются объектом частного предпринимательства (фундаментальная наука, общее образование, медицинское обслуживание).

Опыт многих западных стран и России показал, что в обстановке глубокого и затяжного спада, галопирующей инфляции и массовой безработицы государство не в состоянии в достаточной мере обеспечить социально ориентированное распределение финансовых ресурсов и, следовательно, решить указанные задачи.

Заметим, что некоторые черты смешанной экономики были присущи и административно-плановой системе. Централизованное руководство и планирование экономики не исключали того, что многие виды продукции, главным образом предметы потребления, не подлежали прямому распределению между государственными предприятиями, а продавались индивидуальным лицам. Как на потребительские товары, так и на средства производства (оборудование, сырье и т. д.) устанавливались определенные цены, что предполагало оплату всех видов этой продукции деньгами. Наемные работники за свой труд получали доход в форме заработной платы, а государственные предприятия — в форме прибыли. Купля-продажа товаров и услуг не могла обойтись без достаточно развитой торговли. Немалую роль в условиях административно-плановой системы играли банки. Колхозники, рабочие совхозов и другие сельские жители имели приусадебные участки, на которых производилась продукция, поставляемая на рынок. Этот сектор экономики вообще не подлежал планированию. Все это свидетельствует о том, что административно-плановая система не избежала использования рыночных инструментов управления экономикой. В известном смысле она тоже может рассматриваться как своего рода смешанная экономика.

Таким образом, как административно-плановая, так и рыночная системы ни в одной стране не выступали в чистом виде. Разница между ними заключается в том, что при рыночной системе экономика управляется «невидимой рукой», а государство содействует работе «невидимой руки» и доделывает то, что «невидимая рука» сделать не может или что она делает плохо; при административно-плановой системе «невидимая рука» ампутирована, но инструменты, которые она использовала (цены, деньги, банки и т. д.), все-таки применяются, так как без их помощи эта система была не в состоянии решать фундаментальные проблемы экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: