Фискальная политика государства

Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использова­нии государством двух экономических регуляторов: налогов и государ­ственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем нацио­нального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

Однако воздействие налогов и государственных расходов на величи­ну и динамику ЧНП противоположно. Увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и валового национального продукта. Рост налоговых поступлений, наоборот, ведет к уменьшению совокупного спроса, так как располагаемые доходы населения умень­шатся, а затем и к снижению ЧНП, поскольку производство сокращает­ся, если на его продукцию падает спрос.

Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменения величины ЧНП происходит на основе сопоставления мульти­пликатора государственных расходов и налогового мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов покалывает силу реак­ции изменений в производстве, определяющих величину ЧНП, в результате динамики государственных расходов.

ЧНП

Рис. 16.2. Влияние увеличения государственных расходов на ЧНП

 
 

На рис. 16.2 увеличение государственных расходов привело к приросту ЧНП на величину (Q1 - Q), большую, чем ∆G. Причиной тому является то, что государственные расходы подвержены эффекту муль­типликатора. Мультипликатор государственных расходов Mg - это от­ношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов.

Налоговый мультипликатор Мт отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Налоговый мульти­пликатор отражает обратные связи, так как динамика налогов и ЧНП происходит в разных направлениях: если налоги растут, происходит уменьшение ЧНП, при сокращении налогов ЧНП возрастает.

Рост налогов ведет к сокращению объема потребления, а значит, и совокупного спроса. Вследствие этого падает и уровень ЧНП. Уменьше­ние ЧНП происходит именно потому, что сокращается объем потребле­ния.

Сопоставление мультипликатора государственных расходов Mg с на­логовым мультипликатором Мт показывает, что мультипликатор госу­дарственных расходов действует с большей мощностью. Это объясняет­ся тем, что вся величина прироста государственных расходов дает мно­жительный эффект, а изменение в объеме налогов влияет на динамику ЧНП лишь частично, в пределах изменений в объеме потребления, ог­раниченного предельной склонностью к потреблению.

ЧНП


ЧНП

Рис. 16.3. Влияние роста налогов на ЧНП

Если весь поступивший в бюджет доход направить на увеличение государственных расходов, то кривая совокупного спроса поднимется вверх. Если уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составило 15 ед., а увеличение государственных расходов определялось всей величиной налоговых поступлений, равной 20 ед., то чистый при­рост совокупного спроса составит 5 ед. Умноженный на мультиплика­тор государственных расходов, он даст величину прироста ЧНП. Таким образом, возникает мультипликатор сбалансированного бюджета, по­казывающий, что прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению ЧНП на сумму прироста государственных расходов.

Итак, через изменение налогов и государственных расходов прави­тельство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП. Вы­бор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность кор­ректировки экономического развития.

Фис­кальная политика, действующая в течение определенного срока и тре­бующая со временем пересмотра, получила название дискреционной.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги - налоги и го­сударственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнкту­ру. Однако достаточно точно определить, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Реально правитель­ство располагает весьма ограниченными возможностями предвосхитить направление развития экономики. Поэтому оно неизбежно сталкивается с непредусмотренными им заранее явлениями хозяйственной конъюнк­туры. В результате решения о мерах фискальной политики принимают­ся с известным запозданием. Образуется временной лаг между необхо­димостью изменения в настройке экономических рычагов и принятием решений правительства на этот счет. Такое запаздывание происходит и по причине бюрократических процедур по принятию нужных решений, а также в силу необходимости поиска компромиссных решений прави­тельством в ответ на лоббирование своих интересов определенными парламентскими силами.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к новым потребностям экономики делают необходимым дополнить ее иным видом, способным непрерывно корректировать нало­говые поступления и величину государственных расходов. Это осущест­вляется автоматически с помощью так называемых встроенных стаби­лизаторов.Ихсуть заключается в увязке величин налоговых поступле­ний и государственных расходов с изменениями, происходящими в экономике.

Действие встроенных стабилизаторов в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний. В США они амортизируют удары экономического кризиса на треть.

Наибольший эффект фискальная политика дает при использовании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием государственных решений по хозяйственным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным и эффективным, необходимо согласовы­вать ее с денежно-кредитной политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: