Проблема определения понятия «текст» и выделения текстовых категорий

(Слайд 11)

Текст является одним из кардинальных понятий ЛТ. В то же время многообразие сменяющих друг друга подходов к определению текста (вышеупомянутых) заставляют исследователей начинать собственный анализ с определения того, что такое текст. Таким образом, складывается довольно парадоксальная ситуация «сколько исследователей, столько и определений текста».

Так, с позиций структурно-семантического подхода текст выступает как упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической, лексико-грамматической связи, как сложное целое, структурно-смысловое единство. С позиций коммуникативных направлений текст выступает как некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для конкретных целей) объединенных в единую замкнутую иерархическую структуру общей концепцией или коммуникативной интенцией. С учетом параметров коммуникативной ситуации, любой текст – это смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю (адресату). С позиций когнитивного подхода текст рассматривается в качестве основного компонента речемыслитель­ной деятельности наряду со следующими составляющими её струк­туры: автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действи­тельность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему воплотить свой творческий замысел.

(Слайд 12)

Тем не менее, вплоть до настоящего времени не существует единого мнения среди лингвистов относительно тех критериев, которые лежат в основе определения «текста». Как отмечает Ирина Владимировна Арнольд, чтобы дать общее определение текста, отличающее его от других фактов речи, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

1. что является конституирующим (основополагающим, устанавливающим) фактором текста?

Конституирующим фактором текста является его прагматическая направленность и то обстоятельство, что он предназначен не только для передачи, но и для хранения информации. Это сообщение не только сиюминутного контакта, но и коммуникация через века и расстояния.

2. каковы границы текста?

Границы текста определяются замыслом автора и в письменном тексте маркируются графически. Для текста свойства выделимости и цельнооформлен-ности обеспечиваются множеством средств. Внешняя целостность текста сигнализируется материально помещением в отдельной книге или на отдельном листе, наличием заглавия, указанием имени автора, указанием в оглавлении другими традиционно закрепленными средствами, которые с течением времени могут меняться. Признак целостности и структурированность придает особый смысл даже тексту, состоящему из абсурдных слов, в том случае, если он построен по определенным стихотворным и грамматическим правилам.

3. какими могут быть размеры текста и чем они определяются?

Хотя для ограничения текста от нетекста длина сообщения во внимание приниматься не должна, она имеет существенное значение для классификации текстов по жанрам и литературным формам. И.В.Арнольд приводит определение М.Халлидея, который считает, что текст состоит из предложений, число которых n не может быть меньше, но может быть сколь угодно больше единицы (n>=1).

4. является ли фиксация на письме обязательным признаком текста?

Текст может быть письменным или устным, он включает как специфическую разновидность литературно-художественный текст, будь то хайку или гомеровский эпос. Это определение признает письменную фиксацию необязательной. Письменная форма более ощутима, но текст может сохраняться и передаваться по памяти.

5. как происходит взаимодействие текста с другими уровнями языка?

Текст - операционная единица языка, подобно тому, как предложение есть синтаксическая единица языка. Иерархия традиционных языковых единиц: фонема-морфема-слово-предложение-текст.

(Слайд 13)

С учетом приведенных уточняющих моментов классическим следует признать определение Илья Романовича Гальперина, в соответствии с которым текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа: произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда основных единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

(Слайд 14)

И.Р. Гальперин является автором фундаментального исследования текста и текстовых категорий в отечественной лингвистике. Признаки текста возводятся им в ранг текстовых категорий. Изучаемые категории предлагается разделить на содержательные и формально-структурные, но обе эти группы взаимообусловлены и не допускают строгого разделения.

Текстовые категории, по И.Р. Гальперину, неоднородны и различаются еще в одном плане: одни из них более определенны, другие же являются слишком широкими (например, информативность, интеграция).

В качестве основной текстовой категории выделяется информативность, которая делится на три типа:

· содержательно-фактуальная информация (содержит инф-ю о фактах, событиях, процессах. В ней даны сведения, всякие сопоставления фактов, их хар-ки, предположения, возможные решения поставленных вопросов и т.д.)

· содержательно-концептуальная информация (сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление указанных фактов, событий, процессов)

· содержательно-подтекстовая (имплицитная) информация (представляет собой скрытую информацию, извлекаемую благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения).

Все три типа составляют некую шкалу эксплицитности и требуют различных методов анализа. К текстовым категориям относятся также:

1) членение, то есть дискретность текстовых частей, к которым относятся сверхфразовые единства или более сложные фрагменты текста, как, например, главы произведения;

2) когезия, то есть особые виды связи между частями текста;

3) континуум, который представляет определенную последовательность фактов и событий, развертывающихся во времени и в пространстве (в художественном тексте возможно нарушение реальной последовательности событий или отсутствие линейности изложения);

4) автосемантия, то есть формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению ко всему тексту или его части (особой автосемантикой обладают сентенции, цитаты);

5) ретроспекция и проспекция, которые дают возможность представить связь и обусловленность предшествующих и последующих событий и эпизодов;

6) модальность, то есть субъективное отношение автора к своему сообщению; это отношение может быть реализовано при помощи различных лингвистических средств, включая интонацию, частицы, восклицания, вводные слова, эпитеты, цитаты и т.д.;

7) интеграция, то есть процесс объединения различных частей текста в единое целое.

В настоящее время проблема выявления и описания текстовых категорий является одной из кардинальных задач лингвистики текста. Классификации, предлагаемые разными авторами, неоднородны, в них имеются расхождения. Этой проблеме посвящено немало работ, одну из которых я предлагаю рассмотреть к семинару. А именно, классификацию категорий, предложенную Тураевой Зинаиды Яковлевны в книге «ЛТ» с. 80-112.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: