(Слайд 11)
Текст является одним из кардинальных понятий ЛТ. В то же время многообразие сменяющих друг друга подходов к определению текста (вышеупомянутых) заставляют исследователей начинать собственный анализ с определения того, что такое текст. Таким образом, складывается довольно парадоксальная ситуация «сколько исследователей, столько и определений текста».
Так, с позиций структурно-семантического подхода текст выступает как упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической, лексико-грамматической связи, как сложное целое, структурно-смысловое единство. С позиций коммуникативных направлений текст выступает как некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для конкретных целей) объединенных в единую замкнутую иерархическую структуру общей концепцией или коммуникативной интенцией. С учетом параметров коммуникативной ситуации, любой текст – это смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором (адресантом) читателю (адресату). С позиций когнитивного подхода текст рассматривается в качестве основного компонента речемыслительной деятельности наряду со следующими составляющими её структуры: автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему воплотить свой творческий замысел.
|
|
(Слайд 12)
Тем не менее, вплоть до настоящего времени не существует единого мнения среди лингвистов относительно тех критериев, которые лежат в основе определения «текста». Как отмечает Ирина Владимировна Арнольд, чтобы дать общее определение текста, отличающее его от других фактов речи, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
1. что является конституирующим (основополагающим, устанавливающим) фактором текста?
Конституирующим фактором текста является его прагматическая направленность и то обстоятельство, что он предназначен не только для передачи, но и для хранения информации. Это сообщение не только сиюминутного контакта, но и коммуникация через века и расстояния.
2. каковы границы текста?
Границы текста определяются замыслом автора и в письменном тексте маркируются графически. Для текста свойства выделимости и цельнооформлен-ности обеспечиваются множеством средств. Внешняя целостность текста сигнализируется материально помещением в отдельной книге или на отдельном листе, наличием заглавия, указанием имени автора, указанием в оглавлении другими традиционно закрепленными средствами, которые с течением времени могут меняться. Признак целостности и структурированность придает особый смысл даже тексту, состоящему из абсурдных слов, в том случае, если он построен по определенным стихотворным и грамматическим правилам.
|
|
3. какими могут быть размеры текста и чем они определяются?
Хотя для ограничения текста от нетекста длина сообщения во внимание приниматься не должна, она имеет существенное значение для классификации текстов по жанрам и литературным формам. И.В.Арнольд приводит определение М.Халлидея, который считает, что текст состоит из предложений, число которых n не может быть меньше, но может быть сколь угодно больше единицы (n>=1).
4. является ли фиксация на письме обязательным признаком текста?
Текст может быть письменным или устным, он включает как специфическую разновидность литературно-художественный текст, будь то хайку или гомеровский эпос. Это определение признает письменную фиксацию необязательной. Письменная форма более ощутима, но текст может сохраняться и передаваться по памяти.
5. как происходит взаимодействие текста с другими уровнями языка?
Текст - операционная единица языка, подобно тому, как предложение есть синтаксическая единица языка. Иерархия традиционных языковых единиц: фонема-морфема-слово-предложение-текст.
(Слайд 13)
С учетом приведенных уточняющих моментов классическим следует признать определение Илья Романовича Гальперина, в соответствии с которым текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа: произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда основных единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.
(Слайд 14)
И.Р. Гальперин является автором фундаментального исследования текста и текстовых категорий в отечественной лингвистике. Признаки текста возводятся им в ранг текстовых категорий. Изучаемые категории предлагается разделить на содержательные и формально-структурные, но обе эти группы взаимообусловлены и не допускают строгого разделения.
Текстовые категории, по И.Р. Гальперину, неоднородны и различаются еще в одном плане: одни из них более определенны, другие же являются слишком широкими (например, информативность, интеграция).
В качестве основной текстовой категории выделяется информативность, которая делится на три типа:
· содержательно-фактуальная информация (содержит инф-ю о фактах, событиях, процессах. В ней даны сведения, всякие сопоставления фактов, их хар-ки, предположения, возможные решения поставленных вопросов и т.д.)
· содержательно-концептуальная информация (сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление указанных фактов, событий, процессов)
· содержательно-подтекстовая (имплицитная) информация (представляет собой скрытую информацию, извлекаемую благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения).
Все три типа составляют некую шкалу эксплицитности и требуют различных методов анализа. К текстовым категориям относятся также:
1) членение, то есть дискретность текстовых частей, к которым относятся сверхфразовые единства или более сложные фрагменты текста, как, например, главы произведения;
2) когезия, то есть особые виды связи между частями текста;
3) континуум, который представляет определенную последовательность фактов и событий, развертывающихся во времени и в пространстве (в художественном тексте возможно нарушение реальной последовательности событий или отсутствие линейности изложения);
|
|
4) автосемантия, то есть формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению ко всему тексту или его части (особой автосемантикой обладают сентенции, цитаты);
5) ретроспекция и проспекция, которые дают возможность представить связь и обусловленность предшествующих и последующих событий и эпизодов;
6) модальность, то есть субъективное отношение автора к своему сообщению; это отношение может быть реализовано при помощи различных лингвистических средств, включая интонацию, частицы, восклицания, вводные слова, эпитеты, цитаты и т.д.;
7) интеграция, то есть процесс объединения различных частей текста в единое целое.
В настоящее время проблема выявления и описания текстовых категорий является одной из кардинальных задач лингвистики текста. Классификации, предлагаемые разными авторами, неоднородны, в них имеются расхождения. Этой проблеме посвящено немало работ, одну из которых я предлагаю рассмотреть к семинару. А именно, классификацию категорий, предложенную Тураевой Зинаиды Яковлевны в книге «ЛТ» с. 80-112.