Тема 2. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики

2.1. Административные средства (инструменты) государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связанные с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включаю меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых стра­нах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия: в основном ограничивается охра­ной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль резко возрастает. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования - прави­тельственные убеждения. Сама по себе формулировка, долго­срочных целей ГЭП является средством регулирования, так как: она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В раде случае правитель­ство обращается с призывами к населению проявлять сдер­жанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строи­тельстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними: часто следуют стимулирующие меры.

2.2. Денежно-кредитные и налогово-бюдждетные средства (инструменты) государственного регулирования экономики

Экономические средства государственного регулирования подразделяется на инструменты денежно-кредитной и налогово - бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики – это:

а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осу­ществляемая центральным: банком);

б) установление и изме­нение размеров минимальных: резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке;

в) операции государственных учреждений на рынке цен­ных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится из­менить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного сни­жения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фон­довой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых: странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осу­ществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую оче­редь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ста­нок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ — это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная ос­нова бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко наста­иваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются вре­менно или селективно предоставляемые налоговые скидки, от­срочка уплаты налогов.

2.3. Амортизационная политика в рыночной экономике. Механизм ускоренной амортизации

Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание, которые являются главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть, его заключается в отрыве физиче­ского процесса снашивания машин, оборудования, зданий исооружений от калькулируемого в издержках производства пе­реноса стоимости вещественных носителей основного капита­ла на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в из­держки производства и затем перечислена в амортизацион­ный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, транс­портные средства, здания, очистные сооружения) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Амортизация (от лат. amortisation- погашение) - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.

Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направленных на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и переходит в цену.

Производитель обязан накапливать амортизационные отчисления, откладывая их из выручки за продажную продукцию. Накопление амортизационных отчислений образует амортизационных фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздание изношенных основных средств.

Величина годовых амортизационных отчислений организации определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов, предоставляющих основные средства. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации. Ускоренное амортизационное списание позволяет, сокращать долю налогов в прибыли так как по мере уменьшение балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в аморти­зационном фонде) в три раза налог платится, но по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балан­совой стоимости основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования происходит увеличение производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализованные скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций — освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства ис­пользовать нельзя, а без движения они лежать не могут).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списа­ния основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и струк­турной политики, а также для стимулирования научных иссле­дований и внедрения их результатов, для финансирования при­родоохранных мероприятии. Эффект заметен в годы благоприятной конъюнктуры, в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

В качестве инструмента государственного регулирования ис­пользуются и. расходы бюджета на хозяйственные цели. Это, в первую очередь, государственные кредиты, субсидии и га­рантии (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, игра­ющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство,

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежа­щих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развитая капита­лизма; он включал почту, частично транспортную службу, из­готовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хо­зяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструк­туры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

9.4. Государственное экономическое программирование

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использо­вание в глобальных целях всех элементов ГРЭ.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства пра­вительства стали формулировать краткосрочные, средне срочные и долгосрочные цели, определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная: сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований.

Виды программ. Программы бывают национальные, среднесрочные, чрезвычайные и целевые. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные про­граммы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осу­ществления заметное место занимают средства административ­ного регулирования.

Уровень развития государственного программирования в раз­ных странах различный. Практически во всех странах с ры­ночной экономикой осуществляются целевые программы, К са­мым старым целевым программам относятся регионально-энер­гетическая программа по освоению бассейна р. Теннесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, программа хозяйственного развития юга Италии. Успешно вы­полняется международная долгосрочная целевая программа на­учных исследований «Эврика», в которой с недавнего времени участвует Россия.

Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации в Восточной Германии после присоединения ГДР к ФРГ.

Различия в степени развития про­граммирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация славят перед государством.

Субъекты экономического программирования — государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ним. Про­граммы разрабатываются специальным государственным орга­ном (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если такового нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом. При этом ми­нистерство экономики, как правило, готовит проект самой про­граммы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инс­танции, несущие ответственность за исполнение. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка., союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; создаются различные комиссии и советы экспертов.

Программа и финансовый план ежегодно (в связи со сколь­зящим принципом продления) утверждаются парламентом, так­же раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

9.5. Механизм государственного регулирования (на примере политики цен)

Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихий­но, в действительности ценообразование входит в число приоритетов ГЭП.

Воздействие на цены служит целям ГРЭ конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах фор­мирования цен.

Конкретные акции в области цен могу иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые в данный: конкретный момент могут не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорции экономи­ческого развития и стабилизации социальной системы.

Классическая: политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в дей­ствительности идеальной всеобщей и полкой свободы ценооб­разования никогда не было. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воз­действие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы» таможенная политика и косвенное на­логообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, — вот далеко не полный перечень мер го­с. регулирования цен. за последний 100—150 лет.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный ха­рактер. Принятые парламентами законы создают правовую ос­нову отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комп­лекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют адми­нистративную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судеб­ной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, не­зависимыми депутатами или правительством; мероприятия по регулированию ценосуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих стра­нах в конце 60-х — в 70-х гг. были созданы межминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его ор­ганах существуют экспертные- комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законо­проектов.

9.6. Этапы становления государственного регулирования в рыночной экономике и границы его эффективности.

Развитие государственного регулирования цен имеет истори­ческого и логического последовательностей.

Государство проводит поэтапную политику регулирования цен.

Первичная форма государственной активности - наблюдение за ценами. Оно служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия по ценообразованию.

Наблюдением за ценами занимаются центральные статистиче­ские управления. Самостоятельные исследования движения пен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами – это измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также длявыяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя на­логами, осуществляя эмиссию денег и т. д. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные регули­рующие акции.

2 этап государственное вмешательство в процесс ценообразование осуществляется:

1.Санкционированное правительственными органами завышение издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и: отчислений в другие фонды.

2. Установление цен на так называемые акцизные товары.

3. Предоставление государственных субсидий. Один из видов таких суб­сидий - ценовые — предусматривают снижение цен путем спе­циальных доплат производителю или потребителю.

4. Установление «контрактных цен», которые затем становятся базовыми для отрасли.

5. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

6. Воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии предо­ставление льготных, кредитов и транспортных тарифов суще­ственным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

3 этап установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на госу­дарственных электростанциях, железнодо­рожных и почтово-телеграфных, тарифов – для госсектора (ГС) примеры фиксации цен на товары и услуги является: искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и по­вышению национальной конкурентоспособности за счет искус­ственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

В негосударственном секторе фиксирование цен или установление пределов их повышения выполняются как типичное средство административного хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условия рыночного хо­зяйства является неэффективным в долгосрочном и даже сред­несрочном аспектах. Фиксирование цен используется воснов­ном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут слу­жить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, уни­фикация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях но от­дельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные пе­ревозки.

9.7. Этапы развития государственного регулированиям экономики. Границы его эффективности

Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.

Этапы ГРЭ:

1. Создание, общих благоприятных условий для воспроизводства частного капи­тала; сосредоточение усилий государства на разработке трудо­вого, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращению строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на заня­тость и цены.

3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и налогово-бюджетных средств регулирования хозяйства. Приватизации объектов государственной собственности.

4. Переход в раде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменя­емости инструментов регулирования, определения их эффек­тивности.

5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования всочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориенти­ров. Все более адресное, дозированное и комплексное исполь­зование инструментов регулирования.

6. Меры по согласованию общегосударственных среднесроч­ных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; деятельности в направлении наднационального программирования.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, от­раженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолюте; размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП. Споры между неокейнсианцами и неолибералами позво­лили яснее понять степень необходимости, пределы допусти­мости, условия и средства ГРЭ. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследова­ний, посвященных количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правитель­ственными органами, ответственными за принятие экономи­ко-политических решений.

Характер и направления научных исследований в области ГРЭ за последние десятилетия претерпели существенные из­менения. Если в начале и середине 50-х гг. обсуждался вопрос «Регулировать или не регулировать экономик?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования?», далее «С какими целями, в каких направлениях и каким средствами надо регулировать?». Активизация сторонников монетаристской концепции привела к изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих тенденций регулирования.

Однако возможности ГРЭ не безграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через го­сударственный бюджет и внебюджетные фонды, и государст­венная собственность. Эффективность ГЭП при прочих рапных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем боль­шую роль в экономике играет ГС Но у государственных доходов иу ГС есть относительные границы роста.

Существуют определенные относительные границы ро­ста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних, слоев;

-границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).

Ограниченны и возможности государственной собственности. ГС не может расти, захватывая, вес новые позиции в клю­чевых отраслях хозяйства, так: как это противоречит интересам частной собственности.

Главная граница ГРЭ — возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

Частный капитал участвует в осуществлении государственной программы только в том случае, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отка­завшись от сотрудничества в реализации программы. Государ­ство может гарантировать определенную норму и массу при­были частному капиталу в меру своих финансовых возможно­стей, а они всегда ограниченны. В то же время условия присвоения прибылей вне государственных программ постоян­но меняются. Частный собственник индивидуально использует эти условия и принимает решения исходя из собственной оцен­ки перспектив возрастания капитала.

Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяй­ства носят относительный характер. В этих границах ГРЭ про­должает развиваться и доказывать в самых разных обстоятель­ствах свою эффективность.

Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские прин­ципы экономической политики или склонны использовать бо­лее жесткие бюджетные инструменты регулирования. В совре­менных условиях практика ГРЭ оказалась достаточна резуль­тативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: