Транспортный коридор – это полимагистраль, которая объединяет параллельно идущие линии автомобильных и железных дорог, а иногда трубопроводов, водных путей и ЛЭП. Решение о создании транспортных коридоров между западом и востоком Европы было принято в марте 1994 г. на Второй общеевропейской конференции по транспорту на Крите, где изначально их наметили девять. Дополнения были внесены на Третьей конференции в Хельсинки в 1997 г.
Исторически транспортные системы западноевропейских государств намеренно разрабатывались так, чтобы не соответствовать друг другу. Поэтому ЕС осуществляет правовую политику по гармонизации технических стандартов и нормативов в целях создания единой европейской транспортной системы, обеспечивающей свободу передвижения грузов и пассажиров, ускорение оборачиваемости финансового, промышленного и торгового капитала. Единая Европа может быть построена на конкурентоспособной экономике с современной транспортно-коммуникационной инфраструктурой. Без этого невозможно расширение ЕС на восток, где многие автомобильные и железные дороги технически устарели.
Международные транспортные коридоры должны сыграть главную роль в процессах общеевропейской интеграции и создании панъевропейской транспортной системы. Они должны охватить все виды транспорта на территории 24 стран. Их общая протяжённость составляет почти 17 тыс. км. Сроки сдачи в эксплуатацию были намечены на период до 2010 г..
Для России особое значение имеют коридоры II и IX (таблица 2). Эти коридоры в перспективе должны получить продолжение, войдя составными частями в Международные транспортные коридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг».
Второй транспортный коридор (автомобильный и железнодорожный) протяжённостью 1830 км (исключая отрезок Москва – Нижний Новгород) является основой коммуникационной оси Запад – Восток. Он соединяет Германию с Россией. И в прошлом это направление было стратегическим в социалистической Восточной Европе. Транспортный коридор призван удешевить и ускорить передвижение пассажиров и грузов, стимулировать развитие торговли между Западом и Востоком. Если качество дорог в Германии и Польше улучшено, то в Белоруссии и России предстоит модернизация автомобильной и железной дорог. Автодороги требуют улучшения обслуживания и повышения безопасности, преодоления заторов вблизи Москвы и Бреста. Требуется увеличить скорость движения по железной дороге и решить проблему задержек поездов, связанных с заменой колесных пар на польско-белорусской границе.
Девятый транспортный коридор является самым протяженным (около 3400 км). Он замыкает на востоке коммуникационную сеть Европы и является современным аналогом исторического пути «из варяг в греки». Кроме основных направлений маршрута через Москву и Псков предусмотрено создание транспортного коридора между Балтийским и Чёрным морями от Клайпеды и Калининграда через Вильнюс, Минск и Киев до Одессы. Основным препятствием этого транспортного коридора является снижение пропускной способности на пограничных переходах. Это объясняется различиями в инфраструктуре, таможенных правилах и документации, системах связи и подготовки персонала. Первоочередной задачей является строительство кольцевых объездных дорог вокруг Санкт-Петербурга и Выборга и открытие скоростного железнодорожного сообщения между Хельсинки, Санкт-Петербургом и Москвой.
Также Россия предлагает странам Европы создать международный водный транспортный коридор Волга – Дон – Дунай с выходом на морские линии Каспия.
Таблица 2
Транспортные коридоры, имеющие важное значение для России
№ | маршрут |
II | Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород |
IX | Хельсинки – Санкт Петербург – Псков – Москва – Калининград – Киев – Любашёвка – Кишинёв – Бухарест – Димитровград – Александруполис + Любашёвка – Одесса (протяжённость 3400 км) Ветвь А: Хельсинки – Санкт – Петербург – Москва Ветвь В: Калининград – Киев Ветвь С: Калининград – Вильнюс – Минск |
ЛИТЕРАТУРА
1, 2, 3, 6, 8, 11, 15.