Основные понятия менеджмента персонала

Тема 9. Управление людьми в организации

Разделы:

9.1. Основные понятия менеджмента персонала.

9.2. Основные понятия мотивации и стимулирования.

9.3. Теории мотивации.

9.4. Контроль за деятельностью персонала.

Организация – это не только формальная структура, но и социальный объект, с которым многие люди – владельцы, менеджеры, персонал связывают каким-либо образом свою судьбу, свою деятельность, рассматривают как средство достижения личных целей и т.п. Очевидно, что самым многочисленным в этой категории является персонал организации.

Персонал (кадры) – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Персонал характеризуется в первую очередь своей численностью. Различают:

· нормативная численность, то есть численность персонала необходимая для того, чтобы организация нормально функционировала; для производственных предприятий она обычно рассчитывается по специальным нормативам;

· списочная численность, то есть численность персонала, который работает в организации, согласно соответствующим документам (приказы о приёме и увольнении, договора, контракты и т.п.);

· явочная численно сть, то есть численность персонала, который присутствует в организации в данный момент.

Кроме того, различают:

· аналитическая структура персонала, которая, в свою очередь, делится на:

- общая структура, представляющая собой распределение работников организации по таким признакам, как профессия, образование, стаж работы, пол, возраст и т.д.;

- частная структура, представляющая собой распределение работников организации по видам выполняемых работ (например, занятые в сфере управления, в службе охраны, работающие на металлорежущих станках, на погрузо-разгрузочных работах и т.д).;

· статистическая структура персонала, которая представляет собой распределение работников организации по категориям и группам должностей (например, работники основного и вспомогательного производства, сферы обслуживания, проектно-конструкторских научно-исследовательских, снабженческо-сбытовых подразделений и т.д.).

Структура персонала подразумевает наличие таких категорий, как:

· профессия – комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять определённый вид деятельности (например, токарь, плавильщик, врач, бухгалтер и т.п.);

· специальность – это выделяемые в рамках каждой профессии более узкие сферы деятельности (например, токарь-карусельщик, сталеплавильщик, врач-хирург, бухгалтер-расчётчик и т.п.);

· квалификация – это степень подготовки работника по данной специальности, требуемая для выполнения конкретных работ; соответственно различают:

- квалификация работы, то есть требуемая степень подготовки работника, способного выполнить данные работы (например, сварка водогазопроводов обычного назначения относится к 4-му разряду);

- квалификация работника, то есть фактическая степень подготовки конкретного работника (например, сварщик 4-го разряда обязан уметь варить плотно-прочные швы, то есть водогазопроводы обычного назначения);

· долж ность – это совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющих их трудовые функции и границы компетентности; должность закрепляется за конкретным работником юридически (приказ, распоряжение, постановление, протокол собрания, протокол избирательной комиссии и т.п.), делая его должностным лицом.

Действия по обеспечению наиболее эффективного использования персонала для достижения целей организации обычно называют менеджм ентом персонала, который в качестве составной части входит в гораздо более широкую категорию – менеджмент человеческих ресурсов.

Кроме менеджмента персонала в состав менеджмента человеческих ресурсов входит также социальный мене джмент, главной задачей которого является формирование социального партнёрства.

Социальное партнёрство – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Менеджмент персонала, считавшийся до 1960-х годов чем-то второстепенным, в настоящее время выдвинулся на первый план и превратился в одну из основных обязанностей менеджеров всех уровней и направлений. В основе менеджмента персонала лежит набор принципов, несоблюдение которых дорого обходится любой организации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обычно в крупных развитых организациях с большим количеством работников менеджмент персонала распадается на две подсистемы:

· тактическ ая, на которую возложены функции организации набора рабочей силы (поиск, приём, обучение, переподготовка и т.п.), назначение на должности, распределение по подразделениям и рабочим местам, перемещение по должностям и рабочим местам, планирование карьеры работников, текущий учёт и планирование, как правило, на год потребности в кадрах и т.п.;

· страте гическая, на которую возложены функции формирования кадровой политики организации; нередко к выполнению этих функций привлекаются специализированные консалтинговые организации.

Формирование кадровой политики обычно заключается в разработке следующих вопросов:

· массовая переквалификация персонала в связи с переходом на выпуск новой продукции и использование новых технологий;

· омоложение персонала путём привлечения молодых специалистов и стимулирование раннего выхода на пенсию лиц, не способных освоить новые методы работы;

· разработка программ трудоустройства при резком сокращении производства и массовых увольнениях;

· привлечение широких слоёв рядовых исполнителей к участию в творческих процессах и процессах управления в организации и т.п.

В заключение следует отметить, что менеджмент персонала в настоящее время является настолько важной сферой в любой организации, что он, как правило, изучается в виде отдельной учебной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: