Модель алгоритма факторного анализа прибыли по учетным данным

Результирующий показатель, д.е. Факторы, д.е.,
  Валовая прибыль, Объем услуг, д.е. Суммарные затраты, д.е. Внешние факторы
  Прибыль от реализации услуг, Валовая прибыль, д.е. Коммерческие и управленческие расходы, д.е. Внешние факторы
  Балансовая прибыль, Прибыль от реализации услуг, д.е. Сальдо операционных доходов и расходов, д.е. Сальдо внереализационных доходов и расходов, д.е.
  Прибыль от обычных видов деятельности, Балансовая прибыль, д.е. Льготы и корректировки по налогу на прибыль Сумма налога на прибыль и других обязательных платежей, д.е.
  Чистая прибыль, Прибыль от обычных видов деятельности, д.е. Сальдо чрезвычайных доходов и расходов, д.е. Внешние факторы

Основным источником информации для реализации статистического анализа является статистическая отчетность предприятия.

Традиционный подход статистического анализа включает методику сравнение показателей статистической отчетности:

1. Фактических показателей с планом.

Основным ограничением такого сравнения является проблема несопоставимости показателей, оптимальность, точнее, не оптимальность планирования, так как планирование осуществляется в основном на базе предыдущих периодов, а нормативная информация об изменениях тарифной системы запаздывает.

2. Сравнение с предшествующими периодами временем.

3. Сравнение с лучшими показателями и методами работы, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники.

4. Сравнение показателей со средними отраслевыми данными.

На пример, предприятия ЖКХ представляют в органы статистически сведения, как в общем по себестоимости, так и отдельно по видам услуг: канализация, водоснабжение, отопление и.т. д.

Статистический анализ по учетным данным формы № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» представлен в таблице 18.4.

Таблица 18.4

Традиционный статистический анализ предприятия ЖКХ по учетным данным

Показатель За отчетный период За период предыдущий период Темп прироста, %
Чистая выручка от реализации услуг, д.е.     30,3
Себестоимость услуг, д.е.     35,6
Коммерческие и управленческие расходы, д.е.     17,1
Прибыль (убыток), д.е. -3288 -2989 10,0

Из таблицы видно, что выручка увеличилась на 30,3 %, себестоимость возросла на 35,6% и, следовательно, убыток, полученный в отчетном периоде, превысил убыток прошлого периода на 10%. Это вызвано удорожанием тарифов на топлива, электроэнергию. При этом новые тарифы на услуги не были утверждены и вовремя доведены до предприятия, что формально приводит к убыткам в учете и ограничивает возможности эффективного управления на основе анализа.

Детальный статистический анализ по видам услуг проводится по учетным данным сводной Формы №22-ЖКХ «Сведения о работе ЖКХ в условиях реформы», где отражается общий объем услуг в натуральном выражении. Результаты анализа представлены в таблице 18.5.

Таблица 18.5

Статистический анализ оказываемых коммунальных услуг

Наименование показателей Единица измерения Сумма за отчетный период д.е., %
Обслуживаемый жилой фонд М.кв. 29114,1
Численность проживающих Чел.  
Средняя площадь на человека М. кв. / чел 18,1
Отпущено воды- всего, в том числе М.куб  
населению     90%
Средняя на человека норма водоснабжения М.куб / чел 81,2
Социальной сфере     10%
Водоотведение пропущено всего в т.ч. М.куб.  
населению     95%
Численность проживающих, которым оказываются услуги канализации Чел.  
Средняя норма услуг на человека М.куб / чел 90,5
Социальной сфере     5%
Отпущено теплоэнергии всего, в т.ч. Гкал  
населению     86%
социальной сфере     14%
Отпущено теплоэнергии на отопление всего, в т. ч. Гкал  
населению     81%
Средняя норма на 1 м.кв. М.кв. / Гкал 3,72
Отпущено теплоэнергии на горячее водоснабжение всего, в т.ч. Гкал  
населению     98%
Число проживающих, которым оказываются услуги горячего водоснабжения чел  
Средняя норма на человека Гкал / чел 2,37
Всего в среднем на человека приходится по услугам:
Водоснабжение 81,2 м. куб.
Водоотведение 90,5 м. куб.
отопление = Гкал/м.кв. средняя площадь на человека 3,7218,1 = 67,3 Гкал / чел.
горячее водоснабжение 2,37 Гкал / чел.

По данным таблицы видно, что наибольший процент объема коммунальных услуг оказывается населению, а по объектам социальной сферы - наименьший удельный вес. Удельные показатели объема коммунальных услуг зависят от внешних факторов и, следовательно, не могут быть содержательно оценены по учетным данным, что является определенным ограничением данной методики анализа.

Анализ доходов и расходов по видам услуг представлен в таблице 18.6.

Таблица 18.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: