Вопрос 2. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 5 страница

3. Система показателей анализа финансовых результатов деятельности организации.

4. Факторный анализ валовой прибыли, прибыли от продаж, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли

5. Анализ и оценка динамики доходности и рентабельности продаж, активов, собственного капитала и заемного капитала

6. Эффективность дивидендной политики компании

7. Рыночная стоимость компании

8. Моделирование показателей доходности и рентабельности

Вопрос 1. Значение, функции и роль отчета о прибылях и убытках, его

аналитические возможности

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделениями на обычные и прочие.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:

-Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);

-Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)

Валовая прибыль -Коммерческие расходы -Управленческие расходы Прибыль/убыток от продаж -Проценты к получению -Проценты к уплате

-Доходы от участия в других организациях -Прочие доходы -Прочие расходы

Прибыль/убыток до налогообложения

-Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи Прибыль/убыток от обычной деятельности

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Прочие доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:

а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;

б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;

б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;

в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.

Прочие доходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно. Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

-с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

-путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

-по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

-независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

-когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

-расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;

-изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году; -расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

Наличие информации о доходах и расходах в ф-2 позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике их состав и структуру, их изменение, а также рассчитать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов, целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами

Вопрос 2. Анализ состава, структуры доходов и расходов организации, оценка динамики и факторов их формирования

Анализ доходов и расходов производится по следующим направлениям:

1) выявить динамику отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущими периодами;

2) рассчитать удельный вес каждого элемента доходов и расходов в общей их сумме;

3) провести трендовый анализ доходов и расходов (темпы изменения):

4) провести коэффициентный анализ.

Анализ доходов

В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы. Анализ состава структуры и динамики доходов на примере предприятия «Х» представлен в

табл.

Таблица —Анализ состава структуры и динамики доходов, тыс. руб.
№ п/п   Отчетный Год Предыдущий Год Изменение (+,-)
  Показатель Сумм, тыс. руб % к итогу Сумма, тыс. руб % к итогу тыс.р(гр.1- гр2) пункты, р2- гр.4)
А Б            
  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (стр.010)   99,7     -2365 -
  Проценты к получению (стр. 060) - - - - - -
  Доходы от участия в других организациях (стр. 080) - - - - - -
  Прочие доходы (стр.090)   0,3 - - - -
  Всего доходов организации (п.1 + п.2 + п.3 +п.4)         -2365 -

Однако использование для анализа показателей ф-2 Отчет о прибылях и убытках только за отчетный период недостаточно.

Для исследования динамических изменений в объеме реализации товаров, работ, услуг организации необходимо построить сопоставимый динамический ряд выручки. Для этого необходимо привести фактический товарооборот в сопоставимый вид. Корректировка осуществляется методом прямого расчета с использованием следующих формул:

Т

ГГ1 ф(

с. ц. _ I

ц (1), где Тф; - фактический товарооборот за z-тый период;

1ц - средний индекс изменения цен реализации товаров за z-тый период по сравнению с базовым.


Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно организацией с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода. Наиболее распространённым показателем динамики является темп роста, который характеризует отношение двух уровней ряда, выраженный в процентах.

Базисные темпы роста определяет по формуле:

Кб — У;: Уо

где Кб - базисный темп роста;

У; - сравниваемый уровень;

Уо - базисный уровень.

Цепные темпы роста определяет по формуле: Кц; — У;: У1-1

где Кц - цепной темп роста;

У i-1 - предыдущий уровень.

Для проведения анализа объемов реализации товаров поквартально, помесячно за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (а) и коэффициент вариации (v):



(4);



ах 100

v=

x

где х; - товарооборота за;-тый период;

x - средний объем товарооборотов за n периодов;


n - количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Этот анализ дает возможность установить степень равномерности продажи товара по кварталам и месяцам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует организация. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров в данной организации.

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота организации. Использование в процессе проведения этой работы информация, приведенной в конъюнктурных рейтингах, дает возможность определить объективные и субъективные причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров. Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот организации, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

Анализом оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально­демографические факторы и др.).

Анализ расходов

В состав расходов предприятия входят расходы по обычным видам деятельности, составляющие в большинстве своем себестоимость произведенной продукции, и прочие расходы. Анализ состава, структуры расходов на примере предприятия «Х» представлен в табл.

Таблица —Анализ состава, структуры и динамики расходов
№ п/п Показатель Отчетный год Предыдущий Год Изменение (+,-)
Сумма, тыс. руб % к итогу Сумма, тыс.руб % к итогу тыс. руб (гр.1- гр2) пункты, р2- гр4)
А Б            
  Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) (стр.020)   71,5   78,3 -1836 -6,8
  Коммерческие расходы (стр. 030)       21,6 -89 6,4
  Управленческие расходы (стр. 040) - - - - - -
  Прочие расходы (стр. 100)   0,5   0,1   0,4
  Всего расходов организации (п.1 + п.2 + п.3 +п.4)         -1902 -

Прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда: -соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;


   
 
-расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по соответствующим статьям затрат, что нашло отражение в ф-5 Приложение к бухгалтерскому балансу (рис.). 2006 г.
 
 

Частные значения критерия за базовый и предыдущий год определяются по формуле:

КСС1+ Кв1+ КитЛ+ КР + Кпт1 К К

^эфф1_ 5 КФПКУ1

Ксс1 - коэффициент, отражающий динамику снижения себестоимости продукции;

Кпт - коэффициент, отражающий динамику производительности труда;

Кв - коэффициент использования рабочего времени;

Кр - коэффициент использования производственных ресурсов;

Кнтп - коэффициент, отражающий уровень научно - технического прогресса;

Кфт - коэффициент, отражающий возможную эффективность финансовой поддержки предприятия;

Ку - коэффициент, отражающий качество управления.

Вопрос 3. Система показателей анализа финансовых результатов

деятельности организации

Для оценки резервов повышения эффективности производства с точки зрения полученных доходов и произведенных расходов заслуживает внимание проведение их анализа с использованием полученного финансового результата. Это могут быть прибыль от продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Попробуем увязать между собой данный показатели, чтобы провести их факторный анализ на примере предприятия «Х» (табл.).

Таблица —Анализ рентабельности продаж, тыс. руб.
№ п/п Показатель Отчет. год Преды­ дущий год Изме­ нение (+,-) гр.1-гр.2 Темп роста, % гр.1:гр.2
А Б        
  Доходы     -2345  
  Расходы     -1902  
  Прибыль (убыток) до налогообложения (п. 1 - п. 2) (р)     -443 61,9
  Среднегодовая стоимость активов (А)     -439  
  Выручка от продаж (N)     -2365  
  Рентабельность активов, % (п.3: п.4) (P:A) - f 16,2 23,8 -7,6 67,6
  Рентабельность продаж, % (п.3: п.5) (х) 12,4 14,3 -1,9 86,7
  Выручки от продаж на 1 руб. доходов (п.5: п.1) (y) 0,99   -0,01 0,99
  Доходы на 1 руб. активов, (п.1: п.4) (z) 1,304 1,666 -0,362 78,3

Цель анализа структуры и динамики чистой прибыли организации - выявление тенденций изменения этого показателя и всех элементов его формирования. Анализ чистой прибыли включает три этапа:

Этап 1. Предусматривает расчет и анализ динамики чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим и всех статей ее формирования.

Этап 2. Включает расчет и анализ структуры чистой прибыли в отчетном и предыдущем периодах. Выявляются приоритетные составляющие доходов и расходов, чтобы в дальнейшем провести их углубленный анализ.

Этап 3. Проводится расчет и оценка изменений в структуре чистой прибыли, что позволяет выявить структурные сдвиги в статьях формирования прибыли. Можно рассчитать следующие коэффициенты:

1) соотношения расходов по обычным видам деятельности с выручкой от продаж

Себестоимость проданных тоаров, продукции, работ, услуг Выручка от продаж

Коммерчсекие расходы Выручка от продаж

Управленческие расходы Выручка от продаж

2) соотношения показателей прибыли (убытка) с выручкой от продаж

Прибыль (убыток) от продаж Выручка от продаж

Прибыль (убыток) до налогообложения Выручка от продаж

Чистая прибыль (убыток)

Выручка от продаж

3) соотношения выручки от продаж и стоимости активов (капитала) организации.

Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли является прибыль от продаж.

Цель финансового анализа прибыли от продаж - выявление резервов ее повышения.

На прибыль от продаж влияют следующие факторы:

-объем продаж;

-структура продаж;

-цены продаваемой продукции;

-уровень затрат, включаемые в себестоимость продукции.

Вопрос 4. Факторный анализ валовой прибыли, прибыли от продаж, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли

Для оценки влияния этих факторов постоим факторную модель анализа прибыли от продаж:

1) расчет общего изменения прибыли от продаж (АР):

АР = Р1— Р0

Р1— прибыль отчетного периода;

Р0 —прибыль предыдущего периода.

2) расчет влияния на прибыль изменений объема продаж (АР1):

АР-В0 XAN%

1 100

Где AN% - прирост объема продаж в процентах, рассчитывается по формуле

N X gA-0

--- Х100 -100 =----------- Х100 -100

AN%-N0 ^ X 0

0 X gi0XPi0

где N0 - выручка от продаж предыдущего периода, руб.;

Ni.0 -выручка от продаж отчетного периода в ценах предыдущего периода, руб.;

gi - объем продукции i-го вида в натуральном выражении;

Pi - цены на продукцию i-го вида; n - количество видов продаваемой продукции.

3) расчет влияния на прибыль изменения отпускаемых цен на проданную продукцию (АР2):

АР2 - n1.0 n0 - x"=1 gnxPn -x:=1 gnxPi 0

4) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (АР3):

АР3-^.0 S1-X:=1 g,1xSi1 -X:=1 gI1xSm

S10 -полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего периода;

S1 -полная себестоимость проданной продукции отчетного периода;

Si -полная себестоимость проданной продукции i-го вида.

5) расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж

6) расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж.

Рентабельность - это й показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами (табл.).

Таблица —Анализ рентабельности продаж, тыс. руб.
№ п/п Показатель Отчет. год Преды­ дущий год Изме­ нение (+,-) гр.1-гр.2 Темп роста, % гр.1:гр.2
А Б        
  Доходы     -2345  
  Расходы     -1902  
  Прибыль (убыток) до налогообложения (п. 1 - п. 2) (р)     -443 61,9
  Среднегодовая стоимость активов (А)     -439  
  Выручка от продаж (N)     -2365  
  Рентабельность активов, % (п.3: п.4) (P:A) - f 16,2 23,8 -7,6 67,6
  Рентабельность продаж, % (п.3: п.5) (х) 12,4 14,3 -1,9 86,7
  Выручки от продаж на 1 руб. доходов (п.5: п.1) (y) 0,99   -0,01 0,99
  Доходы на 1 руб. активов, (п.1: п.4) (z) 1,304 1,666 -0,362 78,3
  Рентабельность расходов, % (п.3: п.2) (f) 14,2 16,6 -2,4 85,5
  Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов, коэф. (п. 5: п. 1) (y) 0,99   -0,01  
  Доходы на 1 руб. расходов, коэф. (п.2: п.1) (z) 1,141 1,166 -0,025 97,4

Используя данные таблицы, рассчитаем влияние факторов (х, у, z) на

изменение рентабельности активов (-7,6 %):

АБ(х) = Д(х) * y0 * z0 = -1,9 * 1 * 1,666 = - 3,2 АБ(у) = Д(у) * Xi * z0 = -0,01 * 12,4 * 1,666 = -0,2 AF(z) = A(z) * Xi * y! = -0,362 * 12,4 * 0,99 = - 4,4 AF = AF^) + AFfy) + AF(z) = -3,2 + (-0,2) + (- 4,4) = -7,6 %

Расчеты показывают, что рентабельность активов уменьшилась на 7,6 % в большей мере за счет снижения рентабельности продаж (-1,9 %), и за счет уменьшения доходов на 1 руб. активов (-0,362 %).

Качественные показатели расходов (затрат) уменьшились: рентабельность расходов - с 16,6 % до 14,2 % в отчетном году; темп роста расходов и темп роста доходов примерно на одном уровне; доходы на 1 руб. расходов снизились с 1,166 руб. до 1,141 руб. и составили 97,4 % от их значения в предыдущем году.

Факты неадекватности расходования средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающего показателя - рентабельности расходов (- 2,4 %).

Расчет влияния факторов можно выполнить с использованием метода цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:

AF = 14,2 - 16,6 = -2,4 %

AF^) = A^) * y0 * z0 = -1,9 * 1 * 1,166 = -2 %

AFfy) = Afy) * Xi * z0 = -0,01 * 12,4 * 1,166 = -0,1 AF(z) = A(z) * Xi * yj = -0,025 * 12,4 * 0,99 = -0,3 AF = AFfr) + AF(y) + AF(z) = (-2) + (-0,1) + (-0,3) = -2,4 Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на снижение рентабельности расходов на 2,4 % в отчетном году по сравнению с предыдущим годом влияние оказали падение темпов роста рентабельности продаж (-2 %) и уменьшение доходов на 1 руб. расходов (-0,3 %). Это открывает направление поиска неиспользованных возможностей по оптимизации производственных расходов, не обеспечивающих рост рентабельности продаж.

Вопрос 5. Анализ и оценка динамики доходности и рентабельности продаж, активов, собственного капитала и заемного капитала

Показатели рентабельности характеризуют отношение полученной прибыли, к затратам на ее получение. Рентабельность является одним из основных показателей эффективности работы предприятия и принятой ею бизнес - стратегии. В учебной литературе аналитиками рассматривается целый ряд показателей рентабельности, как для отдельных видов продукции организации, так и для различных составляющих затрат. Эти показатели рассчитываются на основании данных формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных ресурсов:

• уровень организации производства и управления;

• структура капитала и его источников;

• степень использования производственных ресурсов;

• объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий;

• прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Показатель рентабельности авансированного капитала предприятия поэтому и называют самым обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности, что он вбирает в себя результаты всей интенсификации использования производственных ресурсов. Это главный регулятор конкуренции и рыночной экономике. Финансовое состояние и платежеспособность, хотя и испытывают некоторое влияние экстенсификации, но в основном отражают влияние факторов интенсификации, так как зависят от оборачиваемости оборотных средств и размеров получаемой прибыли (табл.). Рентабельность СК при прочих равных условиях, существенно зависит от

структуры капитала. Влияние структуры капитала на рентабельность СК зависит от эффекта финансового рычага (леверидж).

Таблица —Алгоритм расчета показателей рентабельности

Показатель Экономическое содержание Формула расчета
     
Рентабельность производства отражает способность организации контролировать уровень затрат, эффективность политик ценообразования стр. 050* 100% стр. 020 (ф-2)
Рентабельность продаж характеризует окупаемость затрат прибыль от продаж * 100% выручка - нетто
Рентабельность активов характеризует величину прибыли, которую получит организация на единицу стоимости капитала прибыль до
налогообложения * 100% средняя величина активов
Рентабельность собственного капитала главный показатель доли собственников организации, который во многом определяет ее стоимость на рынке и характеризует величину чистых пассивов, полученной на единицу стоимости собственного капитала ЧП * 100% средняя величина СК

Финансовый рычаг - это взаимосвязь между прибылью и соотношением собственного и заемного капитала; потенциальная возможность влиять на величину прибыли путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала. Уровень финансового рычага (ФР) измеряется отношением темпов прироста чистой прибыли (ДРч %) к темпам прироста общей суммы прибыли до налогообложения (ДРч %) т.е.

ФР = ДРч %: ДРч %


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: