Лоренс Стерн
- добродушная ирония
- не впадает в цинизм
- следовательно нет отрицательных героев в привычном смысле
- нет и однозначных положительных героев
- Стерн – провинциальный пастор
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»
- первые части опубликованы, когда ему уже было 47 лет
- внешние признаки романа-воспитания
- уже название должно было насторожить читателя
- Шенди начинает размышлять не с рождения, а с зачатия
- считает, что все напасти у него из-за того, что в момент зачатия его мать спросила у отца, завёл ли он часы
- но внешне сохраняется целомудрие
- много внимания уделяет деталям
- все время отступает от основной истории
0 Шенди доходит до младенческих лет, все остальное – отступления
0 чтение романа требует определенного напряжения, так как необычен для восприятия
- различные способы повествования
- роман распадается на пестрые истории
- Стерн пытается таким образом воспроизвести ход человеческой мысли
- использует графические изображения (траектория романа)
|
|
- в сам роман вставляет несколько вставных текстов в разных жанрах:
1) выдержка из брачного контракта – пародия на юридический текст
- очевидно влияние Рабле
2) пародия на богословские сочинения (письма в Сорбонну богослову, сначала дает на латыни)
- описывает характеры героев
- отец Шенди осздает специальный трактат
- у каждого свои странности, но Стерн не издевается над этими причудами
- величина глав самая различная (иногда сводятся к одной фразе)
- повествование – всегда перескакивает из одного времени в другое
- записать все невозможно, следовательно, проблема отбора материала
- Стерн написал девять томов, хотя грозился написать двадцать
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»
- использует находки первого романа
- описание нравов
- маршрут широко распространен: молодежь так обычно завершала свое образование
- путешествие героев наполнено радостью
- Йорик – потомок шута
- Йорик сам себя обманывает
- в романе есть игровые моменты
- разговор, который дает повод для путешествия (но мы так и не узнаем, с кем говорит Йорик)
- даёт свою классификацию путешествий
- девушка с зелёным кошельком (горничная у знатной дамы) становится центральным персонажем
- сошедшая с ума девушка
- роман заканчивается
- самый первый последователь Стерна – Карамзин с «Письмами русского путешественника» и Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву»
- в молодости знакомство с аристократами, вращался в кругах вольнодумцев
- сам - буржуа
- конфликт с одним из самых знатных и влиятельных аристократов – с Роганом
|
|
- Роган решил конфликт просто: приказал своим слугам бить Вольтера палками, так как он буржуа, а не дворянин, а потом и в Бастилию посадил
- Вольтер в Бастилии сидел уже во второй раз
- с тех пор противник сословных ограничений
- приверженец английской социальной системы
- в конце жизни перебрался в Женеву, где для уважения достаточно было быть состоятельным человеком
- бурная жизнь
- пропагандировал чужие философские идеи, но так ярко, что получил звание философа
- ценили как поэта
- большая часть лирики написана «на случай»
- много поэзии в альбомы
- гораздо больше интересны поэмы Вольтера
- в «Орлеанской девственнице» при всей фривольности, единственный персонаж, над которым не смеется Вольтер – сама Жанна Д’арк
- антирелигиозная сатира – характерна для Вольтера
- не признавал бессмертия души и загробной жизни
- считал, что человек полностью материален
- вопрос: верил ли он в Бога
- ему принадлежит афоризм: «Если бы Бога не было, Его следовало бы придумать»
- церковь не принимал
- церковь была нетерпима
- это отразилось в драматургии
- трагедии и комедии
- комедии близки к драме – несмешные, поэтому больше популярны трагедии
- трагедии написаны по правилам классицизма, но уже не внутренний конфликт между долгом и чувством, а внешний, между человеком и его окружением
- по накалу страстей ближе к Шекспиру
- адаптировал Шекспира под французский театр
- фактически переписывал александрийским стихом, подгонял под правила классицизма
«Заира»
- султан Арасман 0 человек благородный, великодушный
- вопрос религии не так принципиален для него, как человеческие отношения
- хочет жениться на пленной христианке Заире (еще в младенчестве попала к мусульманам)
- они преданно любят друг друга, но когда свадьба назначена, появляется крестоносец, французский рыцарь, который оказывается братом Заиры
- требует ее возвращения в лоно христианства
- тут же неожиданно находится их отец по счастливой случайности
- он рад тому что обрел дочь и сына
- но когда он узнает о том, что дочь хочет выйти замуж за мусульманина, он готов проклясть ее и фактически убить своими руками
- религия затмевает все
- явные отголоски «Отелло»: Арасман заподазривает Заиру в измене ему с французским рыцарем (он еще не знает, что это ее брат), убивает ее, а затем, поняв свою ошибку, убивает и себя
«Магомет»
- изображает Магомета
- посвятил папе римскому
- главного героя Вольтер называет «Тартюф с оружием в руках» - лицемер, святоша наносит вред не одной семье, а целому народу
- особое место в творчестве Вольтера занимают философские повести
- сюжет – средство
- большая часть сюжетов фантастичны
- философские идеи, которые проверял Вольтер
- в юности сторонник философии Лейбница – философия оптимизма, или теория предустановленной гармонии: зло не существует само по себе, зло – шаг на пути к добру
«Задиг, или Судьба»
- двойные названия характерны для творчества Вольтера: в первой части – имя главного героя, а во второй – намек на то, о чем пойдет речь
- в основе мотив восточной повести
- действие происходит в Вавилоне
- Вавилон не исторический, а условный
- сюжеты и мотивы из восточных сказок
- мозаика из отдельных эпизодов, соединенная только личностью героя
- Зариб – молодой человек
- его жизнь – как качание на качелях: вверх – вниз
- он размышляет, почему так
- судьба играет человеком
- пытается найти во всем логику, но не получается
- узнает, что в Вавилоне умирает царь, жители хотят выбрать царя и отдать за него их царицу
- там типа «конкурс» на должность царя
- Задиг едет туда
- по дороге встречает отшельника – ключевой момент произведения
- тот предлагает ему путешествовать с ним, при одном условии: он не будет удивляться его странному поведению и никогда его не оставит
|
|
- Задиг согласился
- поведение отшельника действительно странное: останавливаются в доме богатого человека, кичащегося своим богатством. Но тот принимает их все равно радушно. Утром отшельник крадет у него золотой таз. В следующий раз останавливаются у скряги. И отшельник дарит ему таз. Потом они останавливаются у бедного философа, наутро отшельник поджигает его дом, топит в реке сына доброй вдовы
- тогда Задиг не выдерживает и спрашивает, с чем связано это поведение
- тогда старец на его глазах превращается в ангела и говорит, что Задиг так возмущен, потому что он не знает будущего, а он знает: философ на пепелище дома найдет клад, мальчик должен был стать разбойником, убить свою мать, а потом и Задига, радушного богача он учил рачительнее обращаться с добром, а скупого быть более радушным
- в Вавилоне проходит Задиг испытание и становится царем
- Вольтер доказывает этим правоту идей Лейбница
- но скоро меняется отношение к теории Лейбница: причины частного и общего характера
- переписывался Вольтер со многими знатными людьми, монархами, в том числе и с Фридрихом 2 (Пруссия).
- однажды Фридрих пригласил его к себе, чтобы показать просвещенную монархию.
- Вольтер приехал, но не увидел просвещенной монархии
- на этой почве скандал и ссора с Фридрихом
- 1755 – лиссабонское землетрясение
-
«Кандид»
- мотив авантюрного романа
- действие уже во вполне реальной Вестфалии
- Кандид воспитывался в замке барона (был его дальним родственником)
- барон очень гордился своим происхождением, поэтому все что касалось его, считал лучшим (лучшее происхождение, лучшие люди и т.п.)
- поэтому Кондид учился вместе с его детьми: сыном и дочерью Конигундой (?)
- был у них воспитатель П…ос (Лейбниц), который учил тому, что все к лучшему в этом лучшем из миров
- Кандид влюбляется в К-у
- барон недоволен и изгоняет Кандида
- Кандида забирают в армию
- из армии он пытается бежать, но его избивают
- когда он выздоравливает, начинается война
|
|
- он узнает, что всех жителей замка, где он рос, убили
- он опечален
- хотя потом встречает учителя
- они путешествуют вместе
- учитель заражен сифилисом, но даже при этом он не оставляет своей теории
- в Лиссабоне во время землетрясения
- оказываются среди тех, кого хотят сжечь в наказание за землетрясение, но избегают этого
- Кандид находит К-ду
- она тоже жива
- но потом опять теряется
- много приключений
- попадает в Эльдорадо, случайно
- там золото – желтая грязь, а драгоценными камнями играют дети
- впервые видит, что люди счастливы
- короля при встрече нужно обнять и поцеловать в щёку
- но Кандид не мжет быть счастлив там
- поэтому предпочитает набрать побольше золота и драгоценностей (чем удивляет жителей) и уехать
- его предупреждают, что вернуться он не сможет
- большую часть богатств теряет в дороге
- встречает Мартена (в рамках конкурса на самого несчастного человека в мире)
- снова находит К-ду
- она испортилась, постарела, подурнела
- но он из честности женится на ней все равно
- находят учителя
- живут общинкой вместе со своими слугами
- Мартен и П…ос спорят (пессимист и оптимист) и часто призывают в судьи Кандида
- однажды Кандид обращается к их старому садовнику и садовник говорит:
«Я тружусь, и труд отгоняет от меня три великих зла: скуку, порок и нужду»
- Кандид задумывается над этим вопросом, когда в очередной раз, когда П…с и М-н спорят и обращаются к нему
- он им говорит «нужно возделывать наш сад»
- так из казалось бы безвыходной ситуации Кандид с сожителями находит выход
«Простодушный»
- нет фантастического сюжета
- события разворачиваются в узнаваемой Франции восемнадцатого века
- прием остранения: на привычный лад герои смотрят со стороны
- индеец из племени Гурон
- действующим лицом является не европеец, а юноша, воспитанный индейцем Гуроном, следовательно образ жизни ему не привычен
- приезжают во Францию, юноша оказывается по происхождению французом, племянником аббата Керкабона, и тот хочет его крестить
- условно повесть делится на две половины
- первая половина более комическая: простодушный сталкивается с укладом жизни и правилами католической церкви, это пока не грозит ему большими опасностями, а вызывает смех
- особенно эпизод, когда его собираются крестить
- перед этим он читает Библию и воспринимает все буквально (почему крестить его будут не в реке, а в храме)
- простодушно исповедуется монаху, а затем требует того же от монаха
-когда монах отказывается, избивает монаха
- поддается разумным внушениям
- его окрестили, дали имя Геракл, т.к. он такой же сильный и простодушный, как человек древности
- при этом его крестной матерью становится знакомая аббата, мадемуазель Сент-Ив
- он в нее влюбляется, но жениться на ней не может, т.к. она его крестная мать
- для этого нужно специальное разрешение, что возмущает простодушного
- участвует в небольшом сражении с англичанами
- проявил там чудеса храбрости
- отправляется в Париж
- его убеждают, что он должен просить награды у короля
- с этого начинается вторая часть
- посочувствовал гугенотам, но не присоединился к ним
- на него написали донос
- и за сочувствие ему не награду, а в бастилию
- там Гордон, попавший туда за свои убеждения
- поэтому столкновение человека естественного и исторического
- исторический человек своей невинностью души
- общаясь с простодушным, Гордон начинает все воспринимать по-другому, хочет даже отказаться от своих убеждений, но и сам положительно влияет на простодушного
- т.к. Простодушный невежлив и необразован – Гордон его учит физике, геометрии, поэтому П. становится просвещеннее
- между тем эта часть, пока П. сидит в Бастилии – рассказ на разные темы о философии, метафизики, литературе
- между тем, пока порстодушный рассуждает о разных вещах, мадемуахель Сент-Ив ищет способ его освободить
- один из влиятельных вельмож может ей помочь, но взамен требует стать его возлюбленной
- Сент-Ив не может себе этого позволить, т.к. верна Простодушному
- но окружающие уверяют ее, что так разумно и правильно – искаженное понимание добродетели
- в коцне концов она на это соглашается
- в конечном итоге она не выдерживает своего падения, заболевает и умирает
- Простодушный, который спасен физически, но жизнь его оказыается разрушена, для него нет больше счастья
- но повесть более правдоподобна, чем другие философские повести, поэтому заканчивается тем, что простодушный заканчивается военным офицером, ничего трагического с ним не происходит, но он не счастлив.
- повесть наиболее печальная и пессимистичная из всех философских повестей Вольтера
- несмотря на то, что в других повестях он опровергал философию оптимизма – там была надежда, что с помощью труда можно улучшить этот мир
- а здесь финал безысходен
- тематика перекликается с тематикой двух предыдущих повестей
- здесь последняя фраза, что из худа, зла не бывает добра – окончательно е отречение от философии оптимизма
- но сам Вольтер пессимистом до конца так и не стал, ему ближе позиция Кандида о том, что нужно возделывать свой сад
- в значительной степени его общественная деят ельность – борьба с церковью, был одним из первых европейских правозащитников, сдержанным оптимистом остался до конца своих дней
- будучи человеком уже старым решил вернуться во Францию, когда там умер Людовик 15, т.к. надеялся, что его преемник будет более либеральным
- и тот устроил настоящий триумф из его возвращения
- но вскоре после возвращения Вольте умер
- смерть Вольтера – последняя его дитва на общественном поприще, т.к. его племянник постарался как можно быстрее и как можно тише попытался организовать его похороны
- и это было разумно, т.к. на следующий день пришел приказ из церкви о том, что Вольтера нельзя хоронить