Вольтер

Лоренс Стерн

- добродушная ирония

- не впадает в цинизм

- следовательно нет отрицательных героев в привычном смысле

- нет и однозначных положительных героев

- Стерн – провинциальный пастор

«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

- первые части опубликованы, когда ему уже было 47 лет

- внешние признаки романа-воспитания

- уже название должно было насторожить читателя

- Шенди начинает размышлять не с рождения, а с зачатия

- считает, что все напасти у него из-за того, что в момент зачатия его мать спросила у отца, завёл ли он часы

- но внешне сохраняется целомудрие

- много внимания уделяет деталям

- все время отступает от основной истории

0 Шенди доходит до младенческих лет, все остальное – отступления

0 чтение романа требует определенного напряжения, так как необычен для восприятия

- различные способы повествования

- роман распадается на пестрые истории

- Стерн пытается таким образом воспроизвести ход человеческой мысли

- использует графические изображения (траектория романа)

- в сам роман вставляет несколько вставных текстов в разных жанрах:

1) выдержка из брачного контракта – пародия на юридический текст

- очевидно влияние Рабле

2) пародия на богословские сочинения (письма в Сорбонну богослову, сначала дает на латыни)

- описывает характеры героев

- отец Шенди осздает специальный трактат

- у каждого свои странности, но Стерн не издевается над этими причудами

- величина глав самая различная (иногда сводятся к одной фразе)

- повествование – всегда перескакивает из одного времени в другое

- записать все невозможно, следовательно, проблема отбора материала

- Стерн написал девять томов, хотя грозился написать двадцать

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»

- использует находки первого романа

- описание нравов

- маршрут широко распространен: молодежь так обычно завершала свое образование

- путешествие героев наполнено радостью

- Йорик – потомок шута

- Йорик сам себя обманывает

- в романе есть игровые моменты

- разговор, который дает повод для путешествия (но мы так и не узнаем, с кем говорит Йорик)

- даёт свою классификацию путешествий

- девушка с зелёным кошельком (горничная у знатной дамы) становится центральным персонажем

- сошедшая с ума девушка

- роман заканчивается

- самый первый последователь Стерна – Карамзин с «Письмами русского путешественника» и Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву»

- в молодости знакомство с аристократами, вращался в кругах вольнодумцев

- сам - буржуа

- конфликт с одним из самых знатных и влиятельных аристократов – с Роганом

- Роган решил конфликт просто: приказал своим слугам бить Вольтера палками, так как он буржуа, а не дворянин, а потом и в Бастилию посадил

- Вольтер в Бастилии сидел уже во второй раз

- с тех пор противник сословных ограничений

- приверженец английской социальной системы

- в конце жизни перебрался в Женеву, где для уважения достаточно было быть состоятельным человеком

- бурная жизнь

- пропагандировал чужие философские идеи, но так ярко, что получил звание философа

- ценили как поэта

- большая часть лирики написана «на случай»

- много поэзии в альбомы

- гораздо больше интересны поэмы Вольтера

- в «Орлеанской девственнице» при всей фривольности, единственный персонаж, над которым не смеется Вольтер – сама Жанна Д’арк

- антирелигиозная сатира – характерна для Вольтера

- не признавал бессмертия души и загробной жизни

- считал, что человек полностью материален

- вопрос: верил ли он в Бога

- ему принадлежит афоризм: «Если бы Бога не было, Его следовало бы придумать»

- церковь не принимал

- церковь была нетерпима

- это отразилось в драматургии

- трагедии и комедии

- комедии близки к драме – несмешные, поэтому больше популярны трагедии

- трагедии написаны по правилам классицизма, но уже не внутренний конфликт между долгом и чувством, а внешний, между человеком и его окружением

- по накалу страстей ближе к Шекспиру

- адаптировал Шекспира под французский театр

- фактически переписывал александрийским стихом, подгонял под правила классицизма

«Заира»

- султан Арасман 0 человек благородный, великодушный

- вопрос религии не так принципиален для него, как человеческие отношения

- хочет жениться на пленной христианке Заире (еще в младенчестве попала к мусульманам)

- они преданно любят друг друга, но когда свадьба назначена, появляется крестоносец, французский рыцарь, который оказывается братом Заиры

- требует ее возвращения в лоно христианства

- тут же неожиданно находится их отец по счастливой случайности

- он рад тому что обрел дочь и сына

- но когда он узнает о том, что дочь хочет выйти замуж за мусульманина, он готов проклясть ее и фактически убить своими руками

- религия затмевает все

- явные отголоски «Отелло»: Арасман заподазривает Заиру в измене ему с французским рыцарем (он еще не знает, что это ее брат), убивает ее, а затем, поняв свою ошибку, убивает и себя

«Магомет»

- изображает Магомета

- посвятил папе римскому

- главного героя Вольтер называет «Тартюф с оружием в руках» - лицемер, святоша наносит вред не одной семье, а целому народу

- особое место в творчестве Вольтера занимают философские повести

- сюжет – средство

- большая часть сюжетов фантастичны

- философские идеи, которые проверял Вольтер

- в юности сторонник философии Лейбница – философия оптимизма, или теория предустановленной гармонии: зло не существует само по себе, зло – шаг на пути к добру

«Задиг, или Судьба»

- двойные названия характерны для творчества Вольтера: в первой части – имя главного героя, а во второй – намек на то, о чем пойдет речь

- в основе мотив восточной повести

- действие происходит в Вавилоне

- Вавилон не исторический, а условный

- сюжеты и мотивы из восточных сказок

- мозаика из отдельных эпизодов, соединенная только личностью героя

- Зариб – молодой человек

- его жизнь – как качание на качелях: вверх – вниз

- он размышляет, почему так

- судьба играет человеком

- пытается найти во всем логику, но не получается

- узнает, что в Вавилоне умирает царь, жители хотят выбрать царя и отдать за него их царицу

- там типа «конкурс» на должность царя

- Задиг едет туда

- по дороге встречает отшельника – ключевой момент произведения

- тот предлагает ему путешествовать с ним, при одном условии: он не будет удивляться его странному поведению и никогда его не оставит

- Задиг согласился

- поведение отшельника действительно странное: останавливаются в доме богатого человека, кичащегося своим богатством. Но тот принимает их все равно радушно. Утром отшельник крадет у него золотой таз. В следующий раз останавливаются у скряги. И отшельник дарит ему таз. Потом они останавливаются у бедного философа, наутро отшельник поджигает его дом, топит в реке сына доброй вдовы

- тогда Задиг не выдерживает и спрашивает, с чем связано это поведение

- тогда старец на его глазах превращается в ангела и говорит, что Задиг так возмущен, потому что он не знает будущего, а он знает: философ на пепелище дома найдет клад, мальчик должен был стать разбойником, убить свою мать, а потом и Задига, радушного богача он учил рачительнее обращаться с добром, а скупого быть более радушным

- в Вавилоне проходит Задиг испытание и становится царем

- Вольтер доказывает этим правоту идей Лейбница

- но скоро меняется отношение к теории Лейбница: причины частного и общего характера

- переписывался Вольтер со многими знатными людьми, монархами, в том числе и с Фридрихом 2 (Пруссия).

- однажды Фридрих пригласил его к себе, чтобы показать просвещенную монархию.

- Вольтер приехал, но не увидел просвещенной монархии

- на этой почве скандал и ссора с Фридрихом

- 1755 – лиссабонское землетрясение

-

«Кандид»

- мотив авантюрного романа

- действие уже во вполне реальной Вестфалии

- Кандид воспитывался в замке барона (был его дальним родственником)

- барон очень гордился своим происхождением, поэтому все что касалось его, считал лучшим (лучшее происхождение, лучшие люди и т.п.)

- поэтому Кондид учился вместе с его детьми: сыном и дочерью Конигундой (?)

- был у них воспитатель П…ос (Лейбниц), который учил тому, что все к лучшему в этом лучшем из миров

- Кандид влюбляется в К-у

- барон недоволен и изгоняет Кандида

- Кандида забирают в армию

- из армии он пытается бежать, но его избивают

- когда он выздоравливает, начинается война

- он узнает, что всех жителей замка, где он рос, убили

- он опечален

- хотя потом встречает учителя

- они путешествуют вместе

- учитель заражен сифилисом, но даже при этом он не оставляет своей теории

- в Лиссабоне во время землетрясения

- оказываются среди тех, кого хотят сжечь в наказание за землетрясение, но избегают этого

- Кандид находит К-ду

- она тоже жива

- но потом опять теряется

- много приключений

- попадает в Эльдорадо, случайно

- там золото – желтая грязь, а драгоценными камнями играют дети

- впервые видит, что люди счастливы

- короля при встрече нужно обнять и поцеловать в щёку

- но Кандид не мжет быть счастлив там

- поэтому предпочитает набрать побольше золота и драгоценностей (чем удивляет жителей) и уехать

- его предупреждают, что вернуться он не сможет

- большую часть богатств теряет в дороге

- встречает Мартена (в рамках конкурса на самого несчастного человека в мире)

- снова находит К-ду

- она испортилась, постарела, подурнела

- но он из честности женится на ней все равно

- находят учителя

- живут общинкой вместе со своими слугами

- Мартен и П…ос спорят (пессимист и оптимист) и часто призывают в судьи Кандида

- однажды Кандид обращается к их старому садовнику и садовник говорит:

«Я тружусь, и труд отгоняет от меня три великих зла: скуку, порок и нужду»

- Кандид задумывается над этим вопросом, когда в очередной раз, когда П…с и М-н спорят и обращаются к нему

- он им говорит «нужно возделывать наш сад»

- так из казалось бы безвыходной ситуации Кандид с сожителями находит выход

«Простодушный»

- нет фантастического сюжета

- события разворачиваются в узнаваемой Франции восемнадцатого века

- прием остранения: на привычный лад герои смотрят со стороны

- индеец из племени Гурон

- действующим лицом является не европеец, а юноша, воспитанный индейцем Гуроном, следовательно образ жизни ему не привычен

- приезжают во Францию, юноша оказывается по происхождению французом, племянником аббата Керкабона, и тот хочет его крестить

- условно повесть делится на две половины

- первая половина более комическая: простодушный сталкивается с укладом жизни и правилами католической церкви, это пока не грозит ему большими опасностями, а вызывает смех

- особенно эпизод, когда его собираются крестить

- перед этим он читает Библию и воспринимает все буквально (почему крестить его будут не в реке, а в храме)

- простодушно исповедуется монаху, а затем требует того же от монаха

-когда монах отказывается, избивает монаха

- поддается разумным внушениям

- его окрестили, дали имя Геракл, т.к. он такой же сильный и простодушный, как человек древности

- при этом его крестной матерью становится знакомая аббата, мадемуазель Сент-Ив

- он в нее влюбляется, но жениться на ней не может, т.к. она его крестная мать

- для этого нужно специальное разрешение, что возмущает простодушного

- участвует в небольшом сражении с англичанами

- проявил там чудеса храбрости

- отправляется в Париж

- его убеждают, что он должен просить награды у короля

- с этого начинается вторая часть

- посочувствовал гугенотам, но не присоединился к ним

- на него написали донос

- и за сочувствие ему не награду, а в бастилию

- там Гордон, попавший туда за свои убеждения

- поэтому столкновение человека естественного и исторического

- исторический человек своей невинностью души

- общаясь с простодушным, Гордон начинает все воспринимать по-другому, хочет даже отказаться от своих убеждений, но и сам положительно влияет на простодушного

- т.к. Простодушный невежлив и необразован – Гордон его учит физике, геометрии, поэтому П. становится просвещеннее

- между тем эта часть, пока П. сидит в Бастилии – рассказ на разные темы о философии, метафизики, литературе

- между тем, пока порстодушный рассуждает о разных вещах, мадемуахель Сент-Ив ищет способ его освободить

- один из влиятельных вельмож может ей помочь, но взамен требует стать его возлюбленной

- Сент-Ив не может себе этого позволить, т.к. верна Простодушному

- но окружающие уверяют ее, что так разумно и правильно – искаженное понимание добродетели

- в коцне концов она на это соглашается

- в конечном итоге она не выдерживает своего падения, заболевает и умирает

- Простодушный, который спасен физически, но жизнь его оказыается разрушена, для него нет больше счастья

- но повесть более правдоподобна, чем другие философские повести, поэтому заканчивается тем, что простодушный заканчивается военным офицером, ничего трагического с ним не происходит, но он не счастлив.

- повесть наиболее печальная и пессимистичная из всех философских повестей Вольтера

- несмотря на то, что в других повестях он опровергал философию оптимизма – там была надежда, что с помощью труда можно улучшить этот мир

- а здесь финал безысходен

- тематика перекликается с тематикой двух предыдущих повестей

- здесь последняя фраза, что из худа, зла не бывает добра – окончательно е отречение от философии оптимизма

- но сам Вольтер пессимистом до конца так и не стал, ему ближе позиция Кандида о том, что нужно возделывать свой сад

- в значительной степени его общественная деят ельность – борьба с церковью, был одним из первых европейских правозащитников, сдержанным оптимистом остался до конца своих дней

- будучи человеком уже старым решил вернуться во Францию, когда там умер Людовик 15, т.к. надеялся, что его преемник будет более либеральным

- и тот устроил настоящий триумф из его возвращения

- но вскоре после возвращения Вольте умер

- смерть Вольтера – последняя его дитва на общественном поприще, т.к. его племянник постарался как можно быстрее и как можно тише попытался организовать его похороны

- и это было разумно, т.к. на следующий день пришел приказ из церкви о том, что Вольтера нельзя хоронить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: