Тема: Традиции трудового и духовно – нравственного воспитания детей

Лекция № 2

Трудовое воспитание у кубанских казаков занимало одно из главных мест в народной педагогике. Специфической чертой традиционного трудового воспитания являлось, во-первых, обязательное посильное участие детей и подростков во всех видах основной хозяйственной деятельности, с учётом возраста и пола, а во-вторых, постоянный характер трудовых обязанностей, закреплённых за детьми и подростками.

В возрасте от трёх до четырнадцати лет, следуя многовековому опыту народной педагогики, родители готовили ребёнка к производственной жизни взрослых. На этом этапе даже игрушки помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционно-бытовой культурой и хозяйственной деятельностью.

У девочки были игрушки, приучающие её к труду женщины-хозяйки, будущей матери – это куклы, посуда, утварь, мебель. Мальчикам делали игрушки, изображающие орудия труда для земледелия. Игрушки изготавливались взрослыми в целях формирования у ребёнка представлений о различных сторонах быта и сезонных хозяйственных занятий (плуг, борона, сани и пр.).

Доля участия в жизни семьи, различные разрешения и запреты определялись разным детским возрастом: с четырёх лет дети пасли гусей, а в шесть-семь лет становились подпасками. Девочки в этом возрасте помогали растить младших, а с двенадцати лет начинали помогать по дому: мазали пол (земь), ходили на речку полоскать бельё. Иногда девочек девяти-двенадцати лет отдавали в няньки. С двенадцати-тринадцати лет дети работали уже наравне с взрослыми. Примерно с пятнадцати лет подростки исполняли все домашние и полевые работы.

Детям поручали посильную работу, за выполнением которой строго следили. При этом, ставилась только задача, а тонкости её выполнения казачата обдумывали сами. Это способствовало умственному развитию, а также вселяло чувство гордости за толково выполненное задание.

Но в случае невыполнения закреплённой работы наказание со стороны родителей могло быть самым суровым. Вот что, например, вспоминал по этому поводу кубанский казак Г. Солодухин: "Играл в хате на гармошке, а дать овцам сена забыл. Так мать, обнаружив это, сожгла гармошку в печи".

За лень наказывали не только родители. Ещё в первом законодательном акте "Порядка общей пользы" была предусмотрена статья, которая гласила: "Ленивых окружным правлением понуждать к трудолюбию".

Специфический уклад жизни казаков налагал отпечаток на воспитание девочек. С раннего возраста им прививались качества будущих матерей и хозяек. Именно матери, посвятив себя только семейной жизни, должны были воспитывать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство сословной гордости и достоинства, кровной близости к единоплеменникам, уважение к старшим. Во времена постоянных тревог казакам было необходимо не только трудолюбие, терпение, но и способность сохранять присутствие духа.

С раннего детства девочек приучали вставать раньше мужчин, готовить пищу, убирать в комнатах. С 7-9 лет их обучали ткачеству и прядению, чтобы до совершеннолетия они успели сами себе приготовить приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, "настольники", рубахи. Особо прививалось девочкам стремление к чистоте и опрятности.

Задачи нравственного воспитания были направлены на то, чтобы вырастить молодое поколение преданным православным идеалам и традициям, уважающим старших, имеющим чувство сословной гордости.

Нередко отмечалось, что в основе нравственного воспитания казаков стояла православная вера. От зачатия до смерти казаков сопровождала масса обрядов и действий, обусловленных религиозным мировоззрением.

С самого раннего возраста малыша учили молитвам (как правило, в этом помогали мать и бабушка), водили его в церковь. Дети пели в хоре, где исполняли колядки, "щедривки", рождественские и новогодние ритуальные песни.

Духовному воспитанию казачат уделялось пристальное внимание не только в семье, но и в школах. С сентября 1882 г. приказом директора народных училищ Кубанской области предписывалось "посещать учащимся храмы Божии в воскресенье и праздничные дни… для более прочного укрепления истин христианского учения, развития религиозного чувства и улучшения нравственного духа". К выполнению этого приказа относились с полной серьезностью: если учащийся не появлялся в церкви или покидал службу раньше срока, его могли исключить из училища. Во время Великого поста учащимся предоставлялись две недели "на говенье" и занятия не проводились.

Каждому этапу жизненного цикла – отрочество, юность, совершеннолетие и т.д. – были присущи свои особенности. От возраста зависело право участия детей в тех или иных религиозных обрядах и действиях.

Рождественские праздники вызывали у детей особый восторг. Ватага ребятишек ходила "рождествовать" и "колядовать".

Однако в целом именно православная вера, привитая с детства, давала всем казакам чувство братства, стремление к сплочённости, смелость во время сражения, глубокую веру в то, что геройская смерть не только прославит его на земле, но и откроет дорогу в рай.

Традиции общения со стариками были наглядным воспитательным примером. Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших – как говорилось в обычае: "Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят". Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодёжь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При них казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке "смирно", нестроевых возрастов и без формы – сняв шапки. "Видит тебя или нет, – вспоминают кубанские старожилы, сидящий или идущий старик или старуха – надо снять шапку и поклониться, поприветствовать".

.Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на "вы".

Каждый старший по возрасту казак мог не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Родители же ребёнка всегда благодарили воспитателя за науку, а детей приучали почитать и уважать старших.

Одной из ментальных основ казачества являлся культ предков. Из поколения в поколение передавалась история рода, фамилии. Семейные фотографии были обязательным элементом интерьера дома и занимали определенное место: они висели на стенах, обрамлённые вышитыми полотенцами, и были традиционными семейными реликвиями. С гордостью хранились также фамильные заветы и военный реквизит семьи – плети, шашки, винтовки. При любых застольях второй чаркой всегда поминали своих предков: "За прародителей".

Цементирующими составляющими воспитания в казачестве являлись традиции и цели. Традиции исполняли роль путеводителя во всех сферах жизни, определяли дела и поступки. Что касается целей воспитания детей, то в казачестве (как видно из вышеизложенного) для мальчиков и для девочек они были четко определены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: