Сущность рынка, условия его возникновения и развития

ВЫВОД. Ресурсы на производство любой продукции распределяются эффективно, когда объем выпуска продукции таков, что предельная выгода равна предельным издержкам.

Лекция 2. РЫНОК И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

1. Сущность рынка, условия его возникновения и развития

2. Общественное разделение труда и частная собственность как предпосылки рыночного обмена

.3. Права собственности как "правила игры" в хозяйственных системах

Учебные цели лекции:

уметь раскрыть содержание категории "рынок" и объяснить, чем определяются границы рынка;

иметь четкое представление о роли механизма цен в рыночной системе и знать основные функции цен в экономике;

разобраться в материальных и экономических предпосылках возникновения рыночных отношений;

понимать смысл категории "разделение труда" и знать основные его формы;

иметь ясное представление об экономических причинах возникновения частной собственности;

уметь объяснить, почему без четкого распределения прав собственности невозможно возникновение и развитие рынка;

четко представлять сильные и слабые стороны частной собственности;

уметь объяснить, как вы понимаете "пучок" прав собственности и в чем состоит проблема разграничения прав собственности;

понимать, почему права собственности являются "правилами игры" в рыночной экономике.

прочитав эту главу, вы получите самые общие сведения о рынке как экономическом инструменте, который используют люди для передачи информации от покупателей (потребителей) к продавцам (производителям), на основе которой последние принимают Решения о выпуске той или иной продукции. Механизмом передачи информации служат цены, формирующиеся в процессе купли-продажи, поэтому в последующих главах ценообразованию будет уделено большое внимание.

Прежде чем разобраться в том, как работает рыночный механизм, необходимо выяснить некоторые базовые понятия, характеризующие рынок как экономический институт, рассмотреть причины его возникновения и развития.

Прежде всего зададимся вопросом: что такое рынок? Ответов на него может быть много, однако экономисты определяют ры­нок чаще всего следующим образом:

Рынок — это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен — ключевое звено рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг со спросом на них. Это значит, что рынок существует лишь в том случае, если силы спроса и предложения ведут в конечном счете к изменению уровня цен или, наоборот, если цены способны вызвать изменения в объеме покупок и продаж товаров.

Рынку совсем не обязательно находиться в каком-либо определенном месте. Ближайшая автозаправочная станция, кафе мороженое, придорожный ларек, Нью-Йоркская фондовая Чикагская зерновая биржи действительно имеют конкретно местоположение, эти рынки можно посетить и увидеть. Одна у других рынков, таких, как рынок школьных учителей рынок вновь построенного жилья, нет определенного географического положения. Такие рынки функционируют с помощи объявлений, писем, телефонных звонков, компьютерных се личных взаимоотношений и переговоров в самых различи местах. Можно сказать, что рынок существует, если есть некое устройство, которое позволяет потенциальным покупателям и продавцам общаться по поводу обмена товарами и услугами.

В развитых странах рынок представляет собой не физическое место, где случайно встретились продавцы и покупатели, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важнейшую роль в выравнивании предложения и спроса играют цены.

Границы рынка какого-либо товара определяются тем, на какое расстояние этот товар можно перевезти при условии, что его цена позволит покрыть и затраты на перевозку. Они зависят также от издержек, связанных с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Данные издержки получили название транзакционных. Таким образом, границы рынка устанавливаются естественным образом и зависят как от характера товара и затрат на его перевозку, так и от величины издержек обмена. Среди прочих причин, определяющих размеры рынка, немаловажное значение имеют запретительные меры государства или местных административных органов (квоты, тарифы и т. п.). По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки.

Ключевым звеном рыночной системы являются цены, выполняющие три главные функции в этой системе:

1) информационную:

2) стимулирующую;

3) распределительную.

1. Информационная функция цен заключается в том, что цены, по которым продаются товары и услуги, а также соотношение между ценами обеспечивают потребителей, производителей и владельцев ресурсов важной информацией, которая им необходима для того, чтобы в условиях рыночной системы принять решение: что, в каком месте, у кого и в каком количестве покупать и покупать ли вообще. Чтобы понять огромную, поистине феноменальную информационную функцию цен, достаточно представить себе человека, зашедшего в супермаркет, в котором все полки заставлены разнообразными товарами, но нет ни одного ценника, или человека, которому нужно выбрать работу, исходя из двух возможностей, ничего не зная о предлагаемой в обоих случаях заработной плате, или же ситуацию, когда вам необходимо решить, стоит ли нанять мастера для смены обоев в вашей квартире или заняться этим самому, и при этом у вас нет никакой информации о том, сколько возьмет за эту работу мастер, сколько стоят обои, клей, кисти и другие материалы.

2. Стимулирующая функция цены заключается в том, что любое изменение в соотношении цен на разные товары приводит к движению и передислокации ресурсов. Рост цен на рожь по отношению к ценам на пшеницу поощряет фермеров выращивать больше ржи и сокращать посевы пшеницы. Снижение заработной платы юристов по сравнению с заработной платой финансовых менеджеров послужит причиной того, что меньше выпускников школ пойдет в юридические колледжи и инстинкты и больше — в учебные заведения, готовящие специалист в области финансового управления. Следовательно, в условия свободного рынка рост дохода и прибыли притягивает ресурсы, а убытки их отталкивают. Прибыль в экономике — это вознаграждение тех, кто эффективно использует ресурсы, а убытки наказание для тех, кто своей деятельностью снижает ценность ресурсов. Иначе говоря, прибыльными производствами как зажигается зеленый свет светофора, который переключается красный, если производства становятся убыточными. И точно так же как для нормального дорожного движения необходимы и зеленый, и красный свет, так для эффективного функционирования рыночной системы требуются не только прибыли, и убытки, которые помогают направить ограниченные ресурсы на самое выгодное их использование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: