Порядок формирования КС РФ. Состав и структура КС РФ.
Статус судей КС РФ
Конституционный Суд РФ. Принципы деятельности КС РФ.
Независимость
Коллегиальность
Гласность
Состязательность и равноправие сторон
Устность разбирательства
Язык конституционного судопроизводства
Непрерывность судебного заседания
Требования к кандидатам в судьи КС РФ:
1. Гражданство РФ
2. Возраст – не менее 40 лет
3. Признанная высокая квалификация в области права
4. Безупречная репутация
5. Высшее юридическое образование
6. Стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет
Кандидатуры судей предлагают Президенту РФ:
1. Члены ФС РФ
2. Законодательные органы субъектов РФ
3. Высшие органы судебной власти
4. Федеральные юридические ведомства
5. Юридические научные и учебные заведения
6. Всероссийские юридические сообщества
Президент РФ представляет кандидатуры судей СФ ФС РФ.
СФ ФС РФ назначает судей.
До 2010 года в КС РФ существовало две палаты – большая (10 судей) и малая (9 судей). Решение палаты считалось решением всего суда и не подлежало обжалованию.
В 2010 году палаты были ликвидированы в связи с новшеством – разборкой дел без судебного слушания.
Председатель суда назначается на должность СФ по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ. Председатель имеет двух заместителей, назначаемых в аналогичном порядке.
В целях:
1. Защиты основ конституционного строя
2. Основных прав и свобод человека и гражданина
3. Обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ
КС осуществляет следующие полномочия:
1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ.
2. Толкование Конституции РФ
3. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
4. Принятие посланий КС РФ Федеральному Собранию РФ
5. Решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения
6. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ:
1. ФЗ, НА Президента, СФ, ГД, Правительства РФ
2. Законов и иных НА субъектов РФ, изданных по вопросам федерального и совместного ведения
3. Договоров: 1. Между ФОГВ и РОГВ, 2. Между РОГВ, 3. Не вступивших в силу Международных договоров РФ.
7. Разрешение споров о компетенции:
1. Между ФОГВ
2. Между ФОГВ и РОГВ
3. Между высшими государственными органами субъектов РФ
8. Проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
9. Проверка конституционности закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле, по запросам судов.
10. Иные полномочия
КС РФ решает исключительно вопросы права.
КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
КС РФ принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в случаях, если:
1. Разрешение вопроса, поставленного в жалобе, не подведомственно КС;
2. Жалобы в соответствии с требованиями ФКЗ «О КС РФ» не является допустимой;
3. По предмету жалобы КС ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Критерии допустимости жалоб:
1. Жалоба должна быть подана надлежащим заявителем: граждане, объединения граждан, иные органы и лица, указанные в федеральном законе (не только О КС РФ!!! Генпрокурор и уполномоченный по правам человека!)
2. Жалоба должна соответствовать общим требованиям ФКЗ «О КС РФ» для всех обращений в КС: по форме, по содержанию, по прилагаемым документам.
3. Жалоба должна быть подана ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ЗАКОНА!!! (НЕ УКАЗ, НЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ!)
Исключение: Постановление ГД об амнистии, Указ Президента РФ, восполняющий законодательный пробел.
4. Жалоба должна быть подана только в отношении закона, затрагивающего конституционные права и свободы граждан.
5. Жалоба должна быть подана только в отношении закона, нарушающего, по мнению заявителя, а не ограничивающего (легитимно) конституционные права и свободы.
6. Жалоба должна быть подана только в отношении закона, примененного в конкретном деле.
7. Жалоба должна быть подана только в отношении закона, рассмотрение которого завершено в суде.
8. Оспариваемый в жалобе закон подлежит проверке только в той части, в которой он применялся к заявителю в конкретном деле, а не в более широком объеме, который обозначен в жалобе.
9. Если какое-либо право конституционно закреплено впервые только в Конституции РФ 1993 года, жалоба на нарушение этого права законом, примененным в конкретном деле до вступления Конституции в силу – не допустима.
10. Если в действующем законодательстве нет соответствующего правового института и Конституция не содержит понятия этого института и его правовой охраны, жалоба – не допустима.
11. Если в жалобе ставится вопрос о проверке соответствия одного закона другому, а не Конституции, жалоба – не допустима.
Различия в юрисдикции КС РФ и других судов.
КС РФ à Закон неконституционен à Применение неконституционно
Другие суды à Закон à Применение незаконно
КС РФ «вырывает почву» из под ног применения неконституционного закона.