Плата за загрязнение окружающей среды
Плата за использование природных ресурсов
Платность природных ресурсов
Лимитирование природопользования
Лицензирование природопользования
Тема 8. Экология и экономика
8.1 Структура экономического механизма охраны окружающей среды (В.И. Коробкин, Л.В. Передельский, стр.548)
8.2 Эколого-экономический учет: кадастры
Кадастр – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество определенного вида природного ресурса, а также состав и категории природопользователей.
Лицензия на природопользование – это документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, сбросы и выбросы загрязняющих веществ.
Лимиты на природопользование – предельные объемы потребления природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.
Плата за использование природных ресурсов взимается
а) за право пользования в пределах установленных лимитов;
б) за сверхлимитное и нерациональное использование ресурсов;
в) на их воспроизводство и охрану.
Плата за загрязнение окружающей среды взимается:
а) в пределах установленных лимитов – за счет себестоимости продукции;
б) за сверхлимитное загрязнение – за счет себестоимости.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов была создана для финансирования различных природоохранных мероприятий:
1) восстановление потерь в природной среде;
2) компенсация вреда здоровью граждан;
3) строительство очистных сооружений;
4) материальное обеспечение эколого-просветительского направления и т.д.
Она включает в себя: Федеральный, территориальные (краевые, областные, районные) и экологические фонды предприятий. Средства фондов формируются за счет следующих платежей:
- за загрязнение ОПС;
- за сверхнормативное использование природных ресурсов;
- плата по искам за возмещение ущерба;
- штрафы за возмещение природоохранного законодательства;
- средства от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;
- добровольные взносы;
- отчисления из бюджета;
-дивиденды, проценты по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий и др.
Вывод: экологические фонды являются важным действенным элементом поддержки различных инвестиций в охрану ОПС.