Разработка компьютерного решения экономической задачи осуществляется в следующей последовательности:
1. Обоснование путей компьютерного решения задачи.
2. Реализация компьютерного решения задачи.
3. Разработка контрольного примера и инструктивно-методической документации.
Первый этап. На этом этапе определяются причины, объясняющие необходимость использования информационных технологий в процессе выполнения расчетов, а также указываются недостатки, которые будут устранены в результате автоматизации расчетов, формулируются цели применения информационных технологий, рассматриваются аргументы, доказывающие целесообразность применения компьютера.
Основа для разработки первого этапа – выявленная проблема, решение которой требует применения компьютера. Ее формулирование позволяет выразить цель применения информационной технологии, которая должна сводиться к устранению недостатков, присущих данному предприятию.
Цель можно разделить на две подцели:
- улучшение экономических показателей, отражающих качество выполнения конкретной функции управления на уровне всего предприятия или конкретного структурного подразделения (сокращение простоев, снижение себестоимости продукции);
|
|
- улучшение экономических показателей качества информационного обслуживания аппарата управления (сокращение времени обработки информации, повышение степени ее защиты, достоверности).
Одним из серьезных аргументов, доказывающих целесообразность применения компьютеров, является расчет затрат, связанных с их сопровождением, внедрением и функционированием. В расчетах затрат на ИС определяющую роль играет понятие ее жизненного цикла, который состоит из следующих фаз:
- проектирование и внедрение;
- эксплуатация;
- вывод из эксплуатации.
Каждую фазу сопровождают затраты, которые должны быть приведены к определенному периоду (как правило, год). Следует учесть что в процессе эксплуатации ИС имеют место так называемые невидимые и неконтролируемые затраты. К невидимым относятся потери от простоев пользователей и потери от самоподдержки, а к неконтролируемым – затраты на сопровождение, модернизацию оборудования и программного обеспечения, а также затраты на повышение квалификации пользователей.
В результате выполнения первого этапа можно прийти к одному мз следующих выводов:
- воспользоваться уже готовым программным средством и после соответствующей настройки внедрить его в практику решения задачи;
- создать собственный программный продукт, пользуясь либо средствами, предназначенными для конечного пользователя (Excel, Access), либо услугами профессионалов - программистов.
|
|
Второй этап предназначен для собственно компьютерной реализации задачи. Если сделана ориентация на готовый программный продукт, то осуществляется его привязка к специфике решаемой задачи, вводится исходная информация и инициируется запуск программы.
При создании собственной разработки, следует сделать постановку задачи, указав алгоритм ее решения, и реализовать его средствами конечного пользователя или силами программистов – профессионалов.
Третий этап предназначен для разработки контрольного примера и инструктивно-методической документации. Контрольный пример - это ограниченная совокупность реальных данных, на которых проверяется корректность алгоритма и работоспособность программы. Документация создается для пользователей различных категорий: конечных пользователей, программистов, операторов.