ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО
Тема 10. НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Литература: [4, 5, 20, 23, 25, 31].
Основные принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ
Многообразие функций и задач, стоящих перед органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, направленных на решение экономических, социальных проблем граждан, выдвигают необходимость решать их с учетом четкого разграничения полномочий на основании договоров.
Органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять свои полномочия, но могут осуществлять часть полномочий, относящихся к предметам ведения РФ, на основании Федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, а также на основании специальных соглашений.
Договоры о разграничении полномочий между федеральным центром имеют: Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, Дагестан и Чеченская республика.
Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашений, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов власти субъекта РФ и источники финансирования осуществление соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Указанные требования распространяются также на Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
В истекшие годы отдельные субъекты РФ допускали нарушения Конституции и ряда других законодательных актов. К лету 1992 г. десятки субъектов Федерации, в т.ч. Татарстан, Башкирия, Якутия, Удмуртия, Новосибирская, Тюменская, Самарская области, задерживали или вообще прекратили отчисления налогов в Федеральный бюджет, сами стали устанавливать цены на товары, производимые на их территории. В это время в отдельных субъектах РФ стали раздаваться призывы к выходу их из Федерации в одностороннем порядке, соображения о ненужности центра, федеральных отношений. В связи с этим Федеральные органы постоянно вели поиск форм и методов упорядочения вертикали исполнительной власти, усиление влияния на все 89 субъектов РФ. В целях недопущения снижения роли федеральных органов власти в управлении страной Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 было создано семь федеральных округов и реорганизован институт полномочных представителей президента в регионах РФ (табл.). Придание статуса федерального округа семи крупным межрегиональным образованиям завершило процесс формирования нового уровня государственно-административного управления, приближения федеральной власти к потребностям и интересам регионов.
Перечень федеральных округов | Полномочный представитель |
1. Центральный федеральный округ | Т.Е. Полтавченко |
2. Северо-Западный федеральный округ | И.И. Клебанов |
3. Южный федеральный округ | В.В. Устинов |
4. Приволжский федеральный округ | Г.А. Ропота |
5. Уральский федеральный округ | Н.А. Винниченко |
6. Сибирский федеральный округ | А.В. Квашнин |
7. Дальневосточный федеральный округ | В.И. Ишаев |
В январе 2010 г. Указом Президента РФ Д.А. Медведева дополнительно был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский. Полномочным представителем назначен А.Г. Хлопонин.
Изменение в структуре управления страной обусловило очередную реорганизацию Института полномочных представителей Президента в субъектах РФ. Созданный в 1993 г., он мыслился как временная структура для обеспечения вертикали исполнительной власти. Полпреды дублировали исполнительную власть или чаще всего осуществляли контрольно-надзорные функции, или просто информировали Президента в зависимости от личностных черт полпреда, его отношений с местной властью.
В настоящее время полномочные представители Президента РФ в федеральных округах обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства.
Основными задачами полномочного представителя являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- организация контроля за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ (предложение кандидатур на посты губернаторов);
- предоставление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
Опыт функционирования полномочных представителей в федеральных округах показывает, что они играют положительную роль в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе, в организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, а также по укреплению федерализма.