Рис. Цена равновесия.
Из него видно, что кривая спроса и предложения пересекаются в одной точке, которая есть ценой равновесия (рыночной ценой).
Одновременно в этой точке сбегаются индивидуальные и ОНЗТ.
При установлении цены на уровне, который превышает рыночную цену, предложение превышает спрос, и появляется излишек продукта; если цена ниже рыночной, спрос превышает предложение, и возникает дефицит.
В состоянии равновесия спроса и предложения рынок считается сбалансированным, это состояние обеспечивает конкуренция.
Цена равновесия выполняет такие функции:
1. информирует производителей о путях рационального распределения экономических ресурсов (повышение цены свидетельствует о целесообразности увеличения объёмов производства и наоборот, т.е. о необходимости перераспределения производственных ресурсов);
2. вместе с конкуренцией, процесс взаимодействия спроса и предложения формирует механизм рыночного соотношения между индивидуальным и ОНЗТ.
При этом приведённый выше механизм действует только в условиях свободной конкуренции – одного из типов рынка, который доминировал на низшей стадии капитализма.
|
|
Важную роль в производственной деятельности товаропроизводителей, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластичность спроса и предложения.
Однако информации об отклонении цены на товар под влиянием определённых факторов ещё не достаточно для принятия выверенных решений предпринимателем, важно знать меру такого отклонения. Экономическая наука предлагает категорию эластичности.
Эластичность – мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего от стоимости товаров.
В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентно изменения другой переменной величины.
Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.
Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:
1. наличие качественных, взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем эластичнее будет спрос);
2. доля продукта в доходах потребителя (чем важнее место занимает определённый продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при неизменных других условиях);
3. продолжительность периода для осуществления выбора (чем длительнее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос на товар);
4. тип товаров, в частности их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары ширпотреба – неэластичный).
Эластичность из-за изменения цены показывает, какое изменение спроса происходит в процентах с повышением цены, скажем на 1%.
Эс = процентное изменение количества товаров, на которые есть спрос