Общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого монопольного к открытому конкурентному рынку энергии и мощности

При этом обеспечение свободной конкуренции между производителями и продавцами электроэнергии рассматривается в качестве базового условия для осуществления двух важнейших целей преобразований:

• повышения коммерческой эффективности деятельности энергокомпаний и их ответственности за снижение издержек производства и качество обслуживания потребителей;

• привлечения широкого круга инвесторов для сооружения новых и технического перевооружения действующих энергоустановок. В процессе либерализации электроэнергетических рынков также решаются задачи:

• снижения роли государства в управлении электроэнергетикой (как составляющая общей тенденции либерализации экономики);

• сокращения сферы малоэффективного государственного регулирования естественных монополий;

• предоставления потребителю электроэнергии права свободного выбора поставщика.

К недостаткам данной модели относятся:

• неэффективность ее применения при низких темпах роста электрических нагрузок:

• защита НПЭ от инвестиционного риска (с помощью долгосрочных контрактов) и перенесение его на потребителей;

• ограничения, накладываемые правилами проведения аукционов и требованиями к технико-экономическим характеристикам новых энергоустановок (типу. виду топлива, мощности и др.);

• вероятность дискриминации отдельных НПЭ со стороны энергокомпании;

• возможность значительного отклонения фактических показателей эффективности установок НПЭ от зафиксированных в контракте.

Несмотря на указанные недостатки, модель сНПЭ может применяться как промежуточный этап, причем с большим или меньшим успехом в зависимости от конкретных условий данного региона.

Более радикальные модели либерализации электроэнергетического рынка построены исходя из положения, что вертикальная интеграция является серьезным препятствием для дальнейшего роста эффективности электроэнергетики, поскольку существование жестких внутрифирменных связей исключает развитие конкурентных отношений.

Для открытия электроэнергетических рынков необходимо осуществить следующие действия:

• отделить потенциально конкурентные сферы деятельности (прежде всего генерации) от сфер деятельности естественных монополий или (на первом этапе) разделить учет по видам деятельности в интегрированных компаниях;

• предоставить всем производителям свободный доступ к транспортной сети оптового рынка;

• вывести крупных потребителей электроэнергии на оптовый рынок;

• организовать конкурентное ценообразование на оперативном оптовом рынке:

• отделить сбыт от распределения электроэнергии и организовать конкуренцию на розничном (потребительском) рынке.

Дезинтеграция энергокомпаний может производиться в один или несколько этапов:

отделение производства и передачи электроэнергии от распределения и сбыта; разделение производства и передачи; отделение сбыта от распределения. При полной дезинтеграции происходит разделение собственности и в каждой сфере деятельности создаются независимые организации - функциональные компании.

В результате либерализации электроэнергетических рынков увеличивается число участников рынка и изменяется их состав. На оптовый рынок выходят отдельные крупные потребители, независимые производители электроэнергии, появляются брокеры, связывающие производителей и потребителей, и перепродавцы, не владеющие энергоустановками.

Рыночные отношения распространяются на уровни краткосрочного планирования и оперативного управления. Формируются новые структуры технологический и коммерческий операторы рынка. Создаются электроэнергетические биржи, способствующиекорректировке планов оптового обмена электроэнергией и мощностью на уровнях средне- и краткосрочного планирования. Оптовый рынок разделяется на контрактный и оперативный (спотовый) с новым порядком ценообразования на последнем.

Наряду с традиционными товарами (электроэнергией и мощностью) на оптовом рынке появляются технологические услуги, которые требуются для обеспечения надежной работы основной электрической сети и поддержания установленных нормативов качества электроэнергии в условиях функционального разделения отрасли. К технологическим услугам, в частности, относятся:

• ведение диспетчерских режимов;

• регулирование активной и реактивноймощности для поддержания установленных нормативов частоты и напряжения, предотвращения и устранения перегрузок элементов сети;

• сохранение необходимых резервов активной мощности;

• предотвращение развития аварийных ситуаций и восстановление нормального режима работы с помощью средств противоаварийной автоматики;

• автоматическое и оперативное обслуживание субъектов оптового рынка технологической информацией.

На розничном рынке появляются новые компании - поставщики энергетических услуг, которые предлагают и продают потребителям не только электроэнергию, но и оборудование, повышающее энергоэффективность, а также консультационные услуги по энергосбережению и даже по обеспечению качественных параметров электроснабжения. На потребительский рынок выходят организации, устанавливающие локальные энергоисточники (небольшие газотурбинные установки и дизель-генераторы). Эти установки могут использоваться потребителями в качестве резерва или в часы пиковых нагрузок энергосистемы, когда имеют место высокие тарифы на электроэнергию.

Происходящие преобразования в электроэнергетике базируются на новейших достижениях в области компьютерных технологий и средств связи. Все заявки, аукционы, финансовые расчеты, технологическое управление и регулирование энергосистемы осуществляются с помощью компьютеров по каналам связи и телеуправления. Использованием этих технологий также занимаются специализированные фирмы, которые разрабатывают и необходимое программное обеспечение.

ВЫБОР ПОЛИТИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: