Различие целей технологического аудита организаций в зависимости от выбранной стратегии извлечения коммерческой выгоды

Контрольные вопросы

1. Что такое коммерциализация технологии?

2. Назовите и опишите основные этапы процесса коммерциализации?

3. Объясните, что характеризует модель 1:10:100?

4. Опишите суть кривых «энтузиазм-время» и «стоимость-время»?

5. Какие основные ошибки при осуществлении нововведений Вы можете назвать?

6. Какие меры используются для исправления этих ошибок?

2.2 Технологический аудит и методика его проведения

Успех коммерциализации технологий в решающей степени опре­деляется начальным отбором наиболее перспективных продуктов или технологий, на которых затем концентрируются людские и финансо­вые ресурсы. В последние годы профессиональная оценка проектов, составляющая основу такого отбора, становится все более распро­страненной процедурой, базирующейся на комплексном подходе к перспективам инновации (или базового направления инновационной компании). Соответствующие приемы и инструменты получили на­звание оценки технологий (technology assessment) или технологичес­кого аудита (technology audit).

Соответствующие подходы и оценки технологий используются на различных стадиях осуществления инновационного процесса. Типичными примерами их использования явля­ются следующие:

· Анализ результатов промежуточной стадии выполнения НИ­ОКР для принятия решений о целесообразности ее продолже­ния (от такого анализа ждут бинарной и очень ответственной рекомендации: «да» или «нет»).

· Трансфер технологии из исследовательской организации в част­ный сектор, дочерней компании или предпринимателю, кото­рый хочет знать профессиональное мнение о ее коммерческих перспективах.

· Определение сравнительного уровня технологии и отбор наибо­лее перспективных альтернативных проектов из имеющегося набора предложений для последующего финансирования при формировании планов НИОКР (ранжирование проектов по потенциалу коммерциализации).

· Обоснование целесообразности инвестиций в конкретный проект, где результаты оценки технологии служат первоначальной основой расчета будущей коммерческой отдачи.

· Формирование инвестиционного портфеля, сбалансированного по уровню рисков не достижения коммерческого успеха, выяв­ленных при проведении оценки технологии.

При формировании проектов программ НИОКР или инвести­ционного портфеля обычно исходят из желания избежать одновре­менного осуществления нескольких проектов, связанных с высоким риском. Как показывают многочисленные исследования успехов и провалов, уровень риска растет в направлении от улучшения сущест­вующего продукта для известных рынков к новым для компании про­дуктам, ориентированным на известные рынки, до новых продуктов для новых рынков, где риск работы на незнакомом рынке выше риска вовлечения в новый продукт.

Профессиональная оценка технологий позволяет увидеть продукт нового поколения, а также выявить на ранней стадии проекта ком­мерческий потенциал разработки или, напротив, ее коммерческую бесперспективность.

Роль таких оценок в принятии решений очень высока, а получен­ная информация обладает высокой ценностью. В связи с этим ряд компаний, специализирующихся на технологическом аудите, и не­которые банки, использующие свой оригинальный алгоритм оценки коммерческого потенциала технологий, считают соответствующие методики и практику их использования конфиденциальной инфор­мацией, своими коммерческими ноу-хау.

Трансфертехнологий, т. е. их передача от одного носителя другому, стал неотъемлемой частью мирового экономического процесса, а ра­бота организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использо­вания технологий на мировом рынке.

Как отмечает один из самых известных специалистов в области коммерциализации технологий Д. Гибсон (D.W. Gibson), потребность в передаче технологий является относительно новым явлением и ши­роко обсуждается специалистами. Среди них нет согласия и единства относительно смысла понятий «технология» и «трансфер». Однако обычно полагается, что технология необязательно является чем-то овеществленным, но обязательно «представляет собой информацию, предназначенную для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо». Трансфер же «представ­ляет собой движение информации с использованием каких-либо ин­формационных каналов от одного его индивидуального или коллек­тивного носителя к другому». С юридической точки зрения сущность трансфера технологий заключается в возмездной передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, а «информация, предна­значенная для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо», всего лишь описывают объект коммерческой сделки. Смысл таких сделок заключается в реализации механизма генера­ции дохода как для разработчика технологий, так и для хозяйствую­щего субъекта, использующего технологию в своей производствен­ной деятельности. Если технология как совокупность знаний и прав разрабатывается «под заказ», то создатель технологии извлекает доход за счет оплаты его работ заказчиком. При этом облада­телем прав на созданные технические решения в составе технологии является заказчик. В режиме «технологического толчка» правооблада­телем, как правило, является разработчик технологии. В этом случае он извлекает доход за счет возмездной передачи прав на технические решения в составе технологии. Что касается заказчика (лицензиата) технологии, то механизм генерации его дохода связан с обеспечен­ной исключительными правами на использование новых технических решений в составе технологии монопольной надбавкой к цене ры­ночного продукта. Таким образом, механизм извлечения дохода при трансфере технологий - это механизм формирования инновацион­ной монополии. Такой взгляд важен при проведении технологичес­кого аудита и использовании его результатов

Стратегия извлечения дохода влияет на формирование целей технологического аудита для различных организаций. Стратегия извле­чения дохода за счет технологического развития всегда реализуется через введение в хозяйственный оборот портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности, которое характеризуется так назы­ваемым дуализмом. Формирование, присвоение и закрепление прав осуществляются собственником в двух целях:

· для получения конкурентного преимущества на рынке при реа­лизации проектов производства и продажи продуктов рыночной новизны;

· для включения в процесс трансфера технологий путем передачи прав на использование защищенного объекта другим заинтере­сованным участникам рынка, которых может быть существенно больше одного.

Очевидно, что, в конце концов, интеллектуальная собственность станет производственным ресурсом либо у первоначального владель­ца, либо у последующих акцепторов этих прав. Очевидно, что такие акцепторы, будучи вполне разумными производителями, стремятся получить доступ к интеллектуальной собственности тоже ради получения преимуществ на рынке.

Оборот прав на рынке интеллектуальной собственности отличается от привычной схемы использования материальных производственных ресурсов, когда владелец или сам применяет в собственном производстве основные средства, или продает неподходящий для его производства объект. Продать материальный объект можно только один раз - при передаче права собственности объект исчезает у продавца и возникает у покупателя. А передача прав на использование одного и того же объекта интеллектуальной собственности может осуществляться неоднократно: пока рынок способен прокормить все новых и новых лицензиатов, таковые будут появляться. Поэтому указанные два вида введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот отделяют друг от друга как самостоятельные. Эти два вида ис­пользования так своеобразны, что сложились и две профессиональные сферы инновационного менеджмента - специалисты по лицен­зионным сделкам и менеджеры - «внедренцы». Впрочем, и те и другие имеют дело с одним ресурсом - правами на использование объектов интеллектуальной собственности. Однако намерения владельца прав относительно их использования накладывают свой отпечаток на фор­му их защиты, способ описания объектов и количество охранных до­кументов.

Необходимо вернуться к трансферу технологий, неотделимых от носителя. Фактически это услуги, опирающиеся на квалификацию организации и ее общий технологический ресурс. Не все специалис­ты относят такую деятельность к трансферу технологий. Возможно, это оправдано тем, что при оказании таких услуг оплачиваются лишь труд работников и организационные и материальные издержки. При разумной позиции заказчика за ним остаются исключительные пра­ва на все возникающие при этом реальные и потенциальные объекты интеллектуальной собственности и их коммерческое использование. Тем не менее упомянутые формы коммерческой деятельности значи­мы для исследовательских организаций, и именно в такой деятельнос­ти сосредоточено в настоящее время наибольшее количество связей с промышленностью. Это обусловлено тем, что новый правообладатель нуждается в консультационных, инжиниринговых, образовательных и иных услугах, направленных на внедрение акцептированных им технологий.

Ввиду сложности и большой наукоемкости продвижение этих ус­луг обладает существенной спецификой. Наиболее значимыми особенностями их маркетинга являются обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологии и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимы обеспечение силы кадрового состава и де­монстрация этой силы.

Как видно, круг вопросов, для ответа на которые требуется технологический аудит, расширяется и становится разнообразнее, что не может не сказаться на специфике его проведения в различных ситу­ациях.

Обычно, говоря о целях и специфике технологического ауди­та, специалисты связывают их с типом компании или организации. В силу многообразия их типов возникает и значительное число конк­ретных целей и методов аудита, зависящих от конкретной ситуации. И все-таки упорядочение логики и подхода к технологическому ауди­ту представляется необходимым.

Действительно, если рассматривать технологический аудит как не­обходимый этап проектов по трансферу (коммерциализации) техно­логий, то он должен обслуживать интересы как тех структур, коммер­ческая стратегия которых предполагает использование технологии в собственном производстве, так и тех, коммерческая стратегия кото­рых предполагает реализацию прав на технические решения в составе технологии. При этом одна и та же структура по отношению к одной и той же технологии в различных проектах может использовать разные стратегии извлечения дохода.

Фактически речь идет об обслуживании интересов покупателя и продавца (технологии). Сделка может состояться только в том случае, если они найдут друг друга, смогут корректно предъявить свои предло­жения и каждая сторона убедится в том, что сделка для нее выгодна.

В связи с этим технологический аудит компаний, намеренных ис­пользовать технологию в собственном производстве, нацелен в ос­новном на выявление следующих обстоятельств:

· Есть ли у компании потребность в технологическом развитии для реализации ее бизнес-замыслов?

· Существуют ли технологии, пригодные для реализации каждого конкретного бизнес-замысла компании?

· На какой стадии развития они находятся?

· Велики ли гарантии доведения их до состояния, пригодного к использованию?

· Сколько и каких ресурсов это потребует?

· Доступны ли технологии компании?

· Велики ли гарантии доброкачественного присвоения компанией прав на объекты интеллектуальной собственности в составе технологии?

· В состоянии ли компания эффективно их использовать?

· Даст ли это планируемый коммерческий результат?

Технологический аудит компаний и организаций, коммерческая стратегия которых преследует цель извлечения дохода путем возмез­дной уступки прав на использование новых технических решений в составе технологии, ориентирован на выявление иных обстоя­тельств:

· Какое практическое применение могут иметь созданные техни­ческие решения?

· Доброкачественно ли присвоены права на объекты интеллекту­альной собственности в составе технологии?

· Существует ли бизнес, заинтересованный в таких решениях, и в какой форме они должны быть ему предложены?

· Возможно ли создание нового бизнеса, основанного на практическом использовании разработанной технологии?

· Какова временная дистанция до рынка и, какие дополнительные шаги необходимо сделать до выхода на рынок?

· Способна ли компания самостоятельно, без партнеров сделать необ­ходимые шаги?

· Кто и на каком шаге будет партнером?

Фактически эти вопросы направлены на выявление того, в состо­янии ли организация осуществить маркетинговые мероприятия по продвижению технологии, так как основа сценария трансфера техно­логий всегда построена на маркетинге. Приходится соблюдать все его основные принципы, которые заключаются в следующем:

· Компании и организации покупают технологии, чтобы занять лидирующие позиции на рынке, чтобы догнать конкурентов, чтобы опередить конкурентов. Поэтому необходимо знать, какие товары и услуги, генерируемые технологией, и в каком количестве могут купить на рынке, чтобы найти клиента, заинтересованного в технологии.

· Технология должна быть подготовлена к продаже - упакова­на, описана и присвоена, потому что без этого нечего будет предложить покупателю. При этом описание должно быть сде­лано в параметрах интереса потенциального покупателя, потому что иначе предложение не будет понято и воспринято.

· Технология должна быть оценена во всех вариантах ее коммер­циализации, потому что без этого не возможно определить, вы­годна или невыгодна сделка для компании и для потребителя.

· Технология должна продвигаться на рынке, потому что без это­го потенциальные покупатели не узнают о ее существовании и её предложении и их нельзя будет убедить купить ее.

Должен быть организован механизм продажи, включая пос­лепродажное сопровождение, потому что без этого технология не будет воспринята и освоена и сделка не состоится, а потре­битель не сможет эффективно использовать технологию, разо­чаруется и перестанет работать с компанией, так как значительная часть доходов в трансфере связана с сопровождающим сервисом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: