Можно лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности ни один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех. Невозможно, например, вспомнить событие, человека или пейзаж, не используя хотя бы одно из ощущений - видение, слышание, обоняние и т.п., - не связывая с этим память образа себя, такую как представление о своей позе, своем возрасте, внешности, о своих действиях, приятных или неприятных чувствах.
Из этого следует, что детализированное внимание к любому из компонентов повлияет на все остальные и на человека в целом. Действительно практическое совершенствование человека предполагает постепенное совершенствование как частей, так и целого.
Системы совершенствования кажутся более различными в теории, чем оказывается на практике
Реальные различия между системами совершенствования не столь велики в отношении того, что они делают, сколько в отношении того, о чем они говорят. Явно или неявно большинство систем построено на предположении, что человек имеет внутренние предрасположения, которые могут быть изменены - подавлены, контролируемы, вытеснены. Системы, предполагающие, что человек обладает фиксированным характером, рассматривают каждое из его качеств или свойств как кирпичик в здании: тот или иной кирпичик может быть неправильно положен или вообще отсутствовать.
|
|
От человека, который хочет помочь себе, здесь требуются годы усилий, иногда этому нужно посвятить всю жизнь.
Усовершенствование процесса в противопоставлении к усовершенствованию качества
Статический подход превращает исправление в длительный и сложный процесс. Я полагаю, что это основано на ложной предпосылке, ибо невозможно исправить кирпичики в структуре человека или вложить недостающие. Жизнь человека - постоянный процесс, и в улучшении нуждается качество процесса, а не качества человека.
Многие факторы влияют на этот процесс, и они должны быть соединены, чтобы сделать его пластичным и самоусовершенствующимся. Чем яснее понимаются основы процесса, тем большими будут достижения.
Ошибки используются при совершенствовании
В любом сложном процессе отклонения используются для корректировки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы, вытесняемы или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования.