Теоретическая часть

В теоретической части дипломной работы следует дать краткий обзор литературы по выбранной теме, критически рассмотреть точки зрения разных авторов и обосновать свою позицию по дискуссионным вопросам темы. Содержание глав и их структура (деление на параграфы) зависят от темы и анализируемого материала, определяются студентом и согласовываются с руководителем.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо со ссылкой на автора. Точно также общепринятыми должны быть и формулы. Исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.

Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное
и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме дипломного исследования. За время преддипломной практики студент должен собрать необходимую информацию и одновременно изучить научную и специальную литературу, зарубежный опыт организации бухгалтерского учета.

Основой теоретической главы является обзор всех понятий, закономерностей, подходов, которые вы сможете найти в соответствующей специальной литературе.

Содержание теоретической главы целиком зависит от вы­бранной темы и должно включать те вопросы и проблемы, кото­рые имеют к ней самое непосредственное отношение. Рассмот­рим это на конкретных примерах.

Пример 1. Если вы проводите анализ рисков в работе предприятия, то в теоретической главе расскажите, что такое риски, приведите их классификацию, изложите методы их диагностики в экономической ли­тературе (разумеется, со всеми соответствующими ссылками), расска­жите, какие наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем переходите к способам их нейтрализации. По ходу из­ложения подробно останавливайтесь на всех специальных терминах и понятиях, обязательно давайте их развернутое определение. В данном случае это, скорее всего, будут следующие: кредитоспособность, бан­кротство, производственный риск, коммерческий риск, финансовый риск, управление рисками, программирование риска, тактическое и стратегическое управление, ресурсообеспеченность, критический объем производства, норма прибыли.

Пример 2. Если тема диплома — «Управление маркетинговой полити­кой предприятия», то в теоретической главе, видимо, следует остановиться на понятии маркетинга, его видах, содержании маркетинговой политики, возможных целях маркетинговой политики, видах рынка и т. д.

Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к рассматриваемой проблеме, которые вы сможете найти в соответствующей специ­альной литературе. В этой главе вы часто будете делать ссылки, и цитировать различных авторов.

Итогом теоретической главы должна стать ясная картина того, что конкретно вы будете делать в практической части, и ка­ким подходом будете руководствоваться.

В конце теоретической главы логично поместить заключение о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется дипломником на базе изучения периодических изданий. Это позволяет продемонстрировать, в чем заключается новизна выполненной дипломной работы.

При наличии большого количества материала по современной бухгалтерской и экономической практике целесообразно его выделить в специальную главу.

О методике вашей работы обязательно нужно рассказать либо во введении (если это очень краткий обзор), либо в конце теоретической части. Если выбор какой-то конкретной совокупности приемов исследования и составляет сущность диплома – тогда методика отражена в названии и подробно характеризуется в теоретической главе.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней. Рекомендуются для изучения журналы: «Финансы»», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет», газеты: «Экономика и жизнь», «Российская газета», и т.д. В связи с постоянным обновлением нормативно-правовой базы следует

Приложения

Приложение 1

Примерная тематика дипломных работ

Тема 1.Учет и анализ эффективности использования основного капитала на примере организации (предприятия).

Тема 2. Учет и анализ использования материальных ресурсов на примере организации (предприятия).

Тема 3.Учет и анализ использования трудовых ресурсов предприятия.

Тема 4.Учет торговых операций и анализ маркетинговой деятельности предприятия.

Тема 5. Учет и анализ производства и реализации продукции на предприятии.

Тема 6. Учет и анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии.

Тема 7. Учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности на примере организации (предприятия).

Тема 8.Учет финансовых результатов и анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам.

Тема 9. Учет и анализ использования прибыли предприятия.

Тема 10. Учет финансовых вложений и анализ эффективности инвестиционной деятельности.

Тема 11. Учетная политика и анализ финансового состояния предприятия.

Тема 12. Учет и анализ результатов деятельности вспомогательных производств.

Тема 13. Учет и анализ движения материальных ценностей.

Тема 14. Совершенствование системы мотивации и оплаты труда работников на предприятии.

Тема 15. Учет и анализ затрат и калькулирование себестоимости услуг в сфере ЖКХ.

Тема 16. Бухгалтерская отчетность и анализ финансовой устойчивости предприятия.

Тема 17. Организация учета денежных средств в условиях организации (предприятия).

Тема 18. Учет кассовых операций и подотчетных сумм в условиях организации «X».

Тема 19. Организация учета готовой продукции и ее реализации на примере ООО «X».

Тема 20. Анализ состояния и эффективности использования уставного капитала на примере ЗАО «X».

Тема 21.Аудит расчетов по оплате труда на примере компании ООО «X».

Тема 22. Аудит учета материально-производственных запасов на примере организации «X».

Тема 23. Учет расчетных отношений (по материалам организации «X»).

Тема 24. Учет расчетов по налогам и сборам.

Тема 25. Анализ технико-организационного уровня производства (на примере конкретной организации).

Тема 26.. Методика рейтинговой оценки финансового состояния предприятия.

Тема 27 Эффективность инвестиционной деятельности предпри­ятия.

Тема 28 Ценовая политика предприятия и анализ ее эффектив­ности.

43 ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

44 ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

45 ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

в редакции Приказа Минфина от 11.02.07 г. N 23н

46 ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н

47 ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

48 ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н

49 ПБУ долгосрочных инвестиций

Письмо МФ РФ от 31.10.94 N 142

50 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н

51 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «ИНФРА-М» 2005. С.425

52 Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебное пособие._-М.: Издательство «ИНФРА-М» 2004.С. 296

53 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-93 «О бухгалтерском учете» (с изменениями)

54 Швецкая В.М.,.Головко Н.А Бухгалтерский учет.- Изд.: Дашков и К,

55 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М. 2001.

Кассовые операции. //Под. ред. Стяжкиной//. М.: Экзамен, 2009

56 Журналы «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и

налогообложения», «БУХ.1С», «Бухгалтерский бюллетень», «Главбух»,

«Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Консультант

бухгалтера»

использовать справочно-информационные системы «Консультант-Плюс», «Гарант».

Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием.

Конспектировать следует, в основном, те источники, которые по содержанию дипломной работы могут быть широко использованы, в остальных случаях достаточно ограничиться выписками.

При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты оформляются как цитаты (в кавычках) с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия книги или статьи, издательства, места и года издания, номера журнала, страницы и т.д. Это в последующем облегчит обработку материала и составление библиографического списка.

Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам работы и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

Ответственным моментом в написании дипломной работы является обращение к источникам и их использование в своем труде. По ссылкам можно судить об отношении студента к исследуемой проблеме, о характере и новизне используемого материала. Именно это и относится к научно-справочному аппарату.

Библиографические ссылки – это выдержки из источников и (или) указание источника, на который ссылаются. Ссылки употребляют:

-при использовании правовых и других официальных документов;

-при цитировании;

-при заимствовании отдельных положений, таблиц;

-при необходимости отсылки к изданию, где наиболее полно изложен вопрос;

-при упоминании исторических событий, юридических фактов;

-при анализе в тексте опубликованных работ;

-при использовании материалов практики.

По месту расположения: внутритекстовые (непосредственно в строке перед или после текста, или сведения, к которому относятся); подстрочные (внизу страницы, под строками основного текста).

По форме описания: первичные (ссылки на источники, впервые используемые в дипломной работе: они описываются полно, со всеми выходными данными); повторные (ссылки на источники, уже ранее в дипломной работе описанные: они излагаются в сокращенном виде).

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда по ходу работы в основном тексте содержится указание на источник.

По характеру и полноте описания оно может быть различным.

Например: С.С. Алексеев утверждает (подчеркивает, считает и т. д.)…

По мнению известного теоретика права С.С. Алексеева…

С.С. Алексеев в своей монографии «Теория бухгалтерского учета»…

Как утверждает профессор С.С. Алексеев в ряде своих работ…

Подобные внутритекстовые ссылки должны сопровождаться подстрочными ссылками с точным описанием названия статьи, других материалов.

Внутритекстовые ссылки применяют и при использовании нормативных документов. Например: основные положения и виды трудового договора регулируются главой 37 ГК РФ…

Ссылки на нормативный материал следует делать только на официальные издания нормативных актов. Подстрочные ссылки применяются, когда в тексте не дается полное указание на используемый источник. В этом случае внизу страницы, под основным текстом, помещаются библиографические описания источников. Для связи подстрочной ссылки с текстом служит знак ссылки. Знаки ссылки в тексте работы обозначаются порядковыми номерами (1,2,3…).

Подстрочные ссылки применяют в следующих случаях (данные примеры могут рассматриваться как образец применения и библиографического оформления).

а) после указания в тексте на официальный документ:

как следует из Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 6 ст. 33), право на образовательную деятельность учебное заведение приобретает после выдачи ему государственной лицензии. [1]

«Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека»- это важнейшее положение закреплено в п. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах» [2]

б) после цитаты, если поясняющий текст предшествует ей или вставлен в ее середину.

В подстрочных ссылках следует приводить:

все элементы библиографического описания (в соответствии с настоящими методическими указаниями);

недостающие элементы описания, если часть библиографических сведений об источнике указана в самом тексте дипломной работы.

При обращении к одному и тому же источнику повторно (или несколько раз) подстрочные ссылки рекомендуется сокращать по сравнению с первичным описанием источника.

Например, при повторной ссылке опускают:

все элементы описания, кроме фамилии автора и заглавия, номера тома, части, страницы. В первой ссылке: Алексеев С.С. Теория права. М. 2006.С. 56. При повторной ссылке: Алексеев С.С. Теория бухгалтерского учета. С. 12.;

конец заглавия источника (если название длинное), но так, чтобы по оставшимся словам легко можно было установить, на какое издание дается ссылка (при условии, что у этого автора нет другой работы с аналогичным названием). В первой ссылке: Прянишников Е.А. Страницы истории становления бухгалтерского учета. М., 2007. С. 111. При повторной ссылке: Прянишников Е.А. Страницы истории становления… С. 108.;

91н.

27 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 15/01) «Учет займов и

кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина РФ от

02.08.2001 № 101н.

28 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/02) «Учет финансовых

вложений», утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н.

29 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02) «Учет расчетов по

налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

30 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н

31 ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2009 N 35н

32 ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2007 N 147н

33 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н

32 ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н

33 ПБУ 6/01 Учет основных средств

в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н

34 ПБУ 7/98 События после отчетной даты

в ред. Приказа Минфина РФ от 20.12.2007 N 143н

35 ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности

в ред. Приказа Минфина РФ от 20.12.2007 N 144н

36 ПБУ 9/99 Доходы организации

в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н

37 ПБУ 10/99 Расходы организации

в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н

38 ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

Приказ Минфина от 29.04.08 N 48н

39 ПБУ 12/2000 Информация по сегментам

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н

40 ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н

41 ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

Приказ Минфина от 27.12.07 N 153н

42 ПБУ 15/01 Учет расходов по займам и кредитам

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н

11 Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет.-

М.: Проспект, 2010

12 Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет.- М.: Проспект, 2009

13 Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. Среднее профессиональное

образование – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

14 Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: Практикум. Среднее

профессиональное образование – М.: Издательский центр «Академия», 2009

15 Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2001. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – М.: Академический проект 2003. С. 573

16 Мельник М. В., Герасимова Е. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум» - «ИНФРА-М» 2008. С. 192

17 Н.П.Кондраков Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет –

М.: Проспект, 2010

18 Письмо Центрального Банка России от 4 октября 1993 г. № 18 Об

утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской

Федерации» (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.96 г. № 247)

19 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом

Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н. (с изменениями)

20 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская

отчетность организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н

21 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 9/99 «Доходы организации»,

утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

22 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99 «Расходы организации»,

утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

23 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-

производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №

44н.

24 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств»,

утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

25 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика

организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.

26 Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2001) «Учет

нематериальных активов», утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 №

При использовании иностранного источника внутри текста фамилии авторов, названия газет и журналов пишутся в русской транскрипции., а в подстрочной ссылке приводится точное название источника на языке оригинала. Например, в тексте: Английский юрист-международник Ян Броунли считает…[3]

Библиографические сноски применяются, когда тот или иной материал имеет вспомогательное, дополняющее или уточняющее значение, а размещение его внутри текста нецелесообразно, чтобы не усложнять чтение. Сноски размещаются внизу страницы. Например, в тексте:

В свое время еще Карл Маркс писал, что «правовые отношения … коренятся в материальных жизненных отношениях» [4].

Подстрочная ссылка оформляется следующим образом:

4 Маркс К. Предисловие к «Критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 13. С. 6.

В юридической литературе последних лет, как и в советское время, это положение Маркса признается и не оспаривается. Однако, как указывается в одной из работ, данное положение К. Маркса необходимо чуточку уточнить: правовые отношения коренятся не только в материальных, но и во всех жизненных обстоятельствах, вызывающих к жизни право (Общая теория бухгалтерского учета: Курс лекций. Нижний Новгород. 2007. С. 406-407).

Кроме того студенту важно знать основные правила оформления цитат и справочных сносок в связи с их использованием. Цитирование – это включение в текст работы выдержки из какого-либо документа или литературного источника. Цитата используется только в тех случаях, когда необходимо для большей достоверности, аргументированности или убедительности излагаемого материала, а также для подтверждения правильности своей мысли сослаться на положение документа, мнение ученого или другого автора, на какое-либо событие факт.

Цитировать необходимо только из первоисточников, с которыми дипломник фактически работал: правовых актов, монографий, статей, сообщений журналов и газет и других источников. Приводимые цитаты должны быть абсолютно точными: не допускается никакого изменения содержания, формулировок, отдельных слов, порядка их расположения. В отдельных случаях, если выдержка очень длинная или содержит слова или словосочетания второстепенного характера, допускается, в виде исключения опускание (исключение) нескольких слов или формулировок, если при этом не искажается смысл предложения. Но тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие, а взамен пропущенных предложений – многоточие в угловых (или наклонных) скобках <…>.

Также возможен вариант оформления только внутритекстовых ссылок с указанием в квадратных скобках автора и страницы цитируемого или обсуждаемого фрагмента первоисточниа. Например, цитата из источника, который в списке литературы находится под номером пять, оформляется следующим образом: [5] стр. 56.

По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы.

6.4 Практическая часть

Практическая часть дипломной работы - это основная часть исследования.

От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание дипломной работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, следует тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для работы, и составить, по возможности, специальный план сбора материалов.

Успешный сбор практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить в итоге. В процессе отбора материала и работы над ним у студентов постепенно вырабатывается исследовательский подход к практике, необходимый каждому специалисту.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные приемы, как анализ и синтез.

Анализ - логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.

Синтез - объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Анализ и синтез неразрывно связаны.

При обработке собранных практических материалов следует использовать современные методы статистического анализа (динамические ряды, группировки, средние величины и показатели вариации и др.), с тем. чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы. Содержание практической части дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или в виде приложений.

Дипломная работа начинает выполняться студентом, как правило, в период преддипломной практики и продолжается в период подготовки к ее защите.

Сначала дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования.

Рекомендуется провести технико-экономический анализ производственной деятельности предприятия:

название предприятия, профиль его работы;

краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось);

организационная форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принадлежит контрольный пакет акций;

размер предприятия, его организационная структура, характеристика работников, выпускаемой продукции и т.д.;

структуру управления на предприятии;

анализ плана производства, показателей качества продукции, объемов реализованной продукции, показателей труда и заработной платы;

Оценка результата защиты дипломной работы производится на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнении и оформления работы, подготовка наглядного (раздаточного) материала, а также ход защиты дипломной работы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Оценивается дипломная работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценку "отлично" заслуживает дипломная работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной проблемы в тесной взаимосвязи с практикой, а студент показал умение работать с основной литературой и документами, проводить социологические исследования, делать теоретические и практические выводы.

Баллом "хорошо" оценивается работа, отвечающая основным требованиям, предъявляемым к ней. Студент-дипломник обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы.

Дипломная работа оценивается баллом "удовлетворительно", если в ней, в основном, соблюдаются общие требования. Автор дипломной работы владеет материалом, однако поверхностно отвечает на вопросы, имеются существенные недочеты в оформлении и содержании дипломной работы. Ответы на вопросы не отличаются глубиной и аргументированностью.

9. Рекомендуемая литература

1 А.Д.Ларионов Бухгалтерский учет – М.: Проспект, 2009

2 Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — М.: «Финансы и статистика» 2004.С. 536

3 Богаченко В.М. Бухгалтерский ___щ_и_4.2учет Серия: Среднее

профессиональное образование – М.: Феникс, 2009

4 Богаченко В.М. прктикум по бухгалтерскому учету: учебник для ссузов – 4-е издание, доп. и перераб.. – Ростов н/Д. Феникс, 2007.-383 с.

5 Бухгалтерский учет. Основы теории, тесты, задачи – М.: Дашков и ко,

Наука-Пресс, 2010

6 Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Форум: Инфра-М, 2007 г. – 304 с.

7 Г.Ю.Каплунов Принципы и методы выявления преднамеренного и

фиктивного банкротства – М.: Центр деловой информации, 2007

8 Епифанов О.В. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету. Сквозная задача: учеб.-практ. Пособие – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г. – 224 с.

9 Ефимова О. В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет» 2002. С. 528

10 Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в

законодательстве.- Изд.: АБАК, 2011

«Этот материал представлен для того, чтобы…» и так далее.

Общие правила построения речи на защите следующие:

Начинать с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу …».

Назвать тему диплома. Объяснить, почему она актуальна, как связана с решением практических задач управления.

Рассказать, в чем состояла цель дипломной работы, и какие задачи для этого решались. Здесь же назвать предмет исследования и объект изучения.

Осветить материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.

Перейти к методам работы. Кратко перечислить их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе я использовал внутреннюю документацию, связанную с работой отделов …, при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации…и т.д.».

Основные выводы работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее, и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т.д.).

Подвести итоги, напомнить об актуальности работы, четко формулировать, в чем заключается ценность проделанной работы.

После этого следует поблагодарить членов комиссии за внимание, и ждать вопросов.

После окончания доклада члены комиссии, могут задать вопросы по работе. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломник, в случае необходимости, записывает вопросы и готовит ответы (при этом ему разрешается пользоваться своей дипломной работой). Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе выполнено лично Вами?», «В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное Вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не следует спешить сразу давать ответ. Надо как следует осмыслить вопрос. Если не понятен смысл вопроса, попросить повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к тексту дипломной работы.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия. Затем предоставляется заключительное слово дипломнику.

использования основных производственных фондов, применения информационных систем на предприятии, качества управленческого и экономического учета и анализа на предприятии и т.д.

анализ внешней среды предприятия (конкурентоспособность, перспективы продвижения продукции предприятия на внутренний и внешний рынки, взаимоотношения с поставщиками, деловыми партнерами и т.д.)

Лучше, если данная часть диплома будет максимально полной и подробной.

Анализ основных экономических показателей организации (предприятия) следует сделать за последние три года деятельности.

Далее отражается действующая на предприятии (в организации) практика ведения уче­та и отчетности, дается оценка соответствия действующей системы учета целям управления организации.

Затем студент анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия с учетом выбранной темы. Указываются основные недостатки и выявленные резервы, предлагаются пути устранения недостатков. Для написания этой части используются данные отчетов, учетных и плановых документов, материалы работы органов управления предприятия, а также показатели специальных наблюдений, исследований деятельности работников управленческого труда, экономических служб. Для более наглядного отображения полученной в ходе исследования информации, необходимо использовать таблицы, графики, рисунки. Содержание этой главы дипломной работы иллюстрируется таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или в виде приложений.

Последним пунктом практической части является проектная глава. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения объекта, снижения затрат, повышения уровня основных экономических показателей и совершенствования системы бухгалтерского учета на предприятии (в организации). Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный анализ, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества.

6.5 Заключение

Заключение, не повторяя содержания основной части исследования, должно содержать сжатые (на трех-четырех страницах) выводы и предложения. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных вопросов в самом тексте дипломной работы и излагаться четко и лаконично. Выводы и заключения студента должны содержать рациональный вариант решения рассматриваемой проблемы и его обоснование.

Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования. Необходимо четко сформулировать и

последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы.

При изложении выводов обязательно указать авторскую роль в проведённом исследовании (что разработано, предложено автором, точки зрения, выводы, расчеты и т.д.)

Отразить, насколько выполнена поставленная цель и насколько полно в работе раскрыта формулировка дипломной работы. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были во введении и рассмотрены в дипломной работе

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: