Земля - это основание и почва живого. Поэтому Гегель определяет ее как "организм в себе", "геологический организм", хотя Земля не есть еще собственно живое.
Земля, подобно живому, имеет свою историю. В отличие от собственно живого Земля не расчленяет сама себя, т.е. не обладает способностью самоформирования. Земля - лучшая из всех планет.
Рассматривая части света, Гегель находит в их различиях несуществующий внутренний смысл, выражение развивающейся идеи. Новый свет (Америка), по его мнению, представляет собой "неразвитое раздвоение на северную и южную части подобно магниту" (375). Старый же свет являет совершенное раздвоение на три части. Африка и Азия - две противоположности. Европа "образует сознание, разумную часть Земли, раздвоение рек, долин и гор, и центром ее является Германия" (375). Итак, выйдя из космических глубин абсолютной идеи, Гегелев интеллект подошел к чрезвычайно важному для него обстоятельству - "центром" разумной Европы является Германия. Немцы, утратившие недавно свою философию, похоже, теперь ее получили. Мы уже достаточно прониклись духом логики Гегеля, во многом усвоили его правила игры и оказались способными на некоторую проницательность: мы начинаем догадываться, какой совершенный разум окажется в центре Германии, наиболее совершенной части "разумной Европы".
|
|
Геологический организм, расчленившийся на сушу и море, готов оживиться и везде дает начало точечной жизни.
РАСТИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА
Геологический организм обладает жизнью только в-себе, а не в наличном бытии. Растение есть уже живая индивидуальность. Однако в растении еще заметна геометрическая конструкция, которая была характерна для минералов: в структуре растения преобладает прямая линия, в форме листа - плоскость. Поэтому в растении мы встречаемся с рассудком, проявляющимся в "прямолинейном стиле". У растения еще нет неделимой самости, источника самоощущения и самопроизвольного движения.