Содержание темы:
Семинар как коллективная форма проработки тем учебного курса. Функции семинара. Три типа и 14 видов семинаров в вузе, характеристика каждого вида. Формы участия студентов в семинаре. Подготовка к семинарскому занятию и его проведение.
Методические рекомендации по изучению темы:
По всей «технологической цепочке» обучения семинар – один из наиболее сложных видов педагогического взаимодействия. Задачи преподавателя в семинаре – установления доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Цель семинарского занятия – решение, закрепление и полное усвоение того учебного материала, в котором лекция ориентировала студентов. Наряду с известными из темы «лекция» познавательной, воспитательной и развивающей функциями для семинара выделяется вспомогательная функция контроля. Последняя связана с содержанием, глубокой и систематичностью самостоятельной работы студентов.
В университетах и вузах по отношению к содержанию учебного материала выделено три типа семинаров: углубленное изучение тем (или отдельной темы); семинар исследовательского типа и семинар контроля знаний.
|
|
Вид семинара определяется содержанием темы, характером литературных источников, уровнем подготовки слушателей и их будущей специальностью.
В зависимости от вида семинара участие студентов имеет форму «исходного выступления» в ходе развернутой беседы на семинаре, «доклада», как дополнение и замечания по исходному выступлению к докладу – «выступления на семинаре» и изложение письменного реферата, как «реферативный доклад». Исходное выступление и доклады носят характер краткого и вместе с тем аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение, содержится критика антинаучных толкований данной проблемы.
Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из его сторон, в частности, связанную с практическим ее значением.
Подготовка к семинару включает в себя целый комплекс мероприятий от составления и утверждения на кафедре планов семинаров с указанием рекомендуемой литературы, письменных и устных методических рекомендаций к каждому семинару до анализа психологических особенностей учебной группы, распределения функций и ролей на семинаре.